Осенняя призывная кампания стартовала лишь месяц назад, а военные следователи уже разыскивают тех, кто покинул места службы.
Но как быть, если парень стал жертвой дедовщины и не может больше находиться в одной казарме с мучителями? Чтобы такие вот страдальцы не загремели в тюрьму, в 55-м военном следственном отделе Следкома РФ, находящемся в Пятигорске, разработали специальную памятку.
Побег от дедовщины
- Прежде всего нужно не путать два таких понятия, как «уклонение от службы» и «дезертирство», - разъясняет Андрей Школяр, замруководителя 55-го военного следственного отдела. - Уклонисты, как правило, покидают расположение части из-за вынужденных обстоятельств – пресловутой дедовщины, болезней родственников, чтобы, решив проблемы, затем вернуться к службе. Дезертир же – тот, кто намерен вообще больше не служить. Наказания по этим двум статьям в УК РФ предусмотрены разные, в частности за дезертирство военнослужащему может грозить до семи лет лишения свободы.
Кстати: | |
---|---|
|
Но если уклонист убедительно объяснит следователям, что покинул часть из-за тяжелых обстоятельств, он может избежать уголовного наказания.
- Лучше всего сразу же после ухода из части связаться с родственниками, - советует Андрей Викторович, - сообщить о месте своего пребывания, попросить близких обратиться в военный комиссариат, военный следственный отдел, военную прокуратуру или ОВД. Затем самому военнослужащему прийти в ближайший военкомат и написать рапорт, указав причины, вынудившие оставить место службы.
Сейчас 55-й отдел разыскивает десятерых беглецов. Пока, признается Андрей Викторович, на его памяти не было случаев, чтобы службу бросали из-за дедовщины. Увы, к столь радикальному шагу юнцов часто толкает банальная глупость. Закрутил по весне роман с девушкой, «тянуть лямку» стало неохота – вот и бросился в бега. Нередко это легкомыслие выливается в драмы – люди годами скрываются на кошарах, бомжуют.
- У нас есть случаи, когда дезертиры приходили сдаваться после 7-8 лет бегства, - говорит Школяр. – Устают люди от беспросветности…
Ленивые призывники
В Ставропольском краевом военкомате не слишком переживают по поводу уклонистов.
- Их у нас в крае гораздо меньше, чем в других регионах России, – сообщил офицер, пожелавший свою фамилию не называть. – Все парни прекрасно знают, что и отказ явиться в комиссариат, и побеги караются уголовно. Более того, вручая повестку призывнику, мы заставляем его расписываться на обратной стороне этого документа, где идут ссылки на статьи Уголовного кодекса РФ. Нас куда больше другое волнует – нежелание многих парней обучаться в ДОСААФ! Государство дает возможность бесплатно получить профессию, но парни ее часто игнорируют, ленятся учиться. А нам – головная боль: начальство требует, чтобы солдаты были обучены, под разные специальности приходят разнарядки. Если парни не обучены, куда нам их девать, таких никчемных, в какие части отправлять?