Впервые в истории Всероссийского конкурса «Учитель года» ставропольский педагог вошла в пятерку победителей. Учитель русского языка и литературы ставропольской гимназии №25 Наталья Малахова, более чем достойно представившая родной край, дала эксклюзивное интервью «АиФ-СК».
Досье: | |
---|---|
Наталья Малахова родилась на Алтае в 1972 г. С отличием окончила Ставропольский государственный педагогический институт. Имеет 18 лет педагогического стажа. Замужем, воспитывает дочь. До Малаховой только учителю лицея №14 Ставрополя Любови Бутенко в 2006 году удалось войти в число 15 лучших педагогов страны. |
Услышат ли педагогов?
- Наталья Михайловна, на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, которая прошла после конкурса, и на «круглом столе» с участием министра образования России Дмитрия Ливанова вы были одной из самых активных участниц диспутов. Что вас, как педагога с большим стажем, волнует более всего?
- В первую очередь, новые образовательные стандарты для старшей школы. Понятно, что их разработчики хотят убить двух зайцев: и сохранить лучшие традиции советской школы с ее установкой на универсальность, и одновременно удовлетворить требованиям профилизации.
Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) кардинально меняет подход к обучению в школе, позволяя ученикам самостоятельно выбирать, какие предметы и на каком уровне изучать в 10-11 классах, а также вводит третий обязательный ЕГЭ - по иностранному языку. ФГОС вводит понятие обязательных учебных предметов (русский язык и литература, иностранный, математика, история, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности) и обязательных предметных областей, которых насчитывается шесть. Меня и многих коллег-словесников больше всего настораживает, что хотят провести интеграцию русского языка и литературы. Этот вопрос бурно обсуждался и на июльском съезде филологов, который прошел в МГУ. Многие – категорически против подобного слияния и, в первую очередь, потому, что в этом случае литература, теряя статус отдельного предмета, понемногу утрачивает и свою главную функцию – формирования духовного и нравственного облика подрастающего человека, а этого допустить нельзя.
На встрече с президентом я этот вопрос не могла не задать. Порадовало, что к мнению профессионального сообщества руководители страны стараются прислушиваться. Я это почувствовала и на встрече с первым лицом страны, и на «круглом столе» с Ливановым. Под аплодисменты нам объявили об упрощении документооборота, с которым вынужден работать учитель. Больная тема! Например, ввели электронные журналы, чтобы облегчить педагогу жизнь, а на деле учитель стал двойную работу выполнять. Это отнимает массу времени!
- А кто-нибудь поинтересовался дальнейшей судьбой ЕГЭ? Мне кажется, тяжелее всего именно словесникам: тесты и литература – «две вещи несовместные»…
- Многие считают, и небезосновательно, что раньше, когда экзамен по литературе был обязательным, ученики читали поневоле. Доля истины, безусловно, в этом есть. Сегодня дети стали меньше читать. Все больше усилий приходится прикладывать для того, чтобы мотивировать их к этому. Иногда даже в старшей школе уроки литературы напоминают театр одного актера. То, как я со своим десятым классом в прошлом году изучала «Войну и мир», - впервые в моей 18-летней практике. Приходилось отбирать самые яркие эпизоды и прочитывать их вслух на уроке, не считаясь со временем и отходя от планирования. И знаете, это помогло: дети начали читать! Пусть и с пропусками батальных сцен. Тяжело переживаю такие ситуации, но понимаю при этом: и один в поле воин. Ведь времена всегда одинаковые, что бы ни говорили! Многое зависит от учителя. Если он, рассуждая о клиповом мышлении учеников, сдается заранее, результаты будут соответствующие. Если подходит к преподаванию творчески – совсем другое дело.
Когда я на всероссийском конкурсе давала урок по «Грозе» Островского, увидела в глазах некоторых членов жюри откровенное недоумение: дескать, а что новое можно здесь выдумать? Но после урока услышала: «Признаться, я терпеть не могла «Грозу», но теперь обязательно перечитаю эту пьесу!».
Мне очень близки слова Даниила Гранина: «Современная литература – это то, что я читаю сегодня». Я стараюсь доказать своим ученикам: классика – это не памятник! А учебник жизни, как бы пафосно это ни звучало.
- А как быть с русским языком? Словесники в один голос говорят: грамотность снижается, ЕГЭ не выявляет истинных масштабов этой беды…
Справка: | |
---|---|
Конкурс «Учитель года» проводился уже в 23-й раз. В этом году в нем приняли участие 77 педагогов России (55 женщин и 22 мужчины). Площадкой стала гимназия №12 г. Липецка, председателем жюри - ректор МГУ Виктор Садовничий. Участникам предстояло дать открытый урок, интересно рассказать об опыте работы, поговорить с учениками на интересующие их темы и провести встречу с родителями. 15 лауреатам были предложены дополнительные испытания – мастер-класс и открытая дискуссия, после которых определилась пятерка лучших. |
- «Единый, но не единственный», – этот тезис сегодня популярен. Я бы наряду с ЕГЭ ввела при поступлении в вуз обычный диктант, который проверяет степень владения родным языком. Меня беспокоит и то, что современные дети, подчиняясь требованиям ЕГЭ, начинают писать по шаблону, простора для творчества почти не остается. Что поделать: критерии оценки очень жесткие, это поневоле накладывает отпечаток.
Конкурс – для всей страны
- Назревает новый закон «Об образовании». Опять реформа ради реформы?
- Я так не думаю. Новый закон нужен, потому что меняются реалии. В первую очередь, должен быть прописан статус учителя, это особенно актуально сегодня. Другой важнейший аспект – нацеленность на открытость школы. То, что стали говорить о «прозрачности», необходимости общедоступных сайтов школ, - просто здорово.
- Вернемся к конкурсу. Вы очаровали жюри уроком по «Грозе», и я не сомневаюсь, что ваш креативный опыт обязательно будет востребован. А вам лично что дал этот форум?
- Никакие курсы повышения квалификации не дают так много, как конкурс столь высокого уровня, ведь приезжают на него лучшие из лучших. Это великолепная площадка для обмена опытом, прежде всего. А благодаря тому, что на сайте «Учитель года» все материалы выложены, видеозаписи – в открытом доступе, их может смотреть вся страна. Бесценный опыт!