Учебный год подходит к концу, а для выпускников школ начинается горячая пора ЕГЭ. Как учителям-словесникам сегодня работается под «гнётом» единого госэкзамена и трудно ли им с современными школьниками - поколением Интернета рассказывает победительница краевого этапа конкурса «Учитель года», преподаватель русского языка и литературы в гимназии №25 Ставрополя Людмила Молоканова.
Новинки от коллег
Елена Панкова, «АиФ-СК»: Вам, молодой учительнице, удалось на региональном этапе конкурса «Учитель года» обойти соперниц, многие из которых гораздо опытнее вас.
Людмила Молоканова: Почему я выиграла? (Улыбается.) У меня уже был опыт – я участвовала в конкурсе «Педагогический дебют». Конкурс – это всегда напряжённая подготовка, концентрация сил и эмоций, работа над собой. Для меня лично такие конкурсы – большая школа. От своих коллег узнаёшь то, чего не найдёшь ни в одной книге! И не терпится быстрее вернуться в родную школу, чтобы попробовать что-то новое на уроке.
– У вас есть личный сайт, на котором время от времени «вывешиваете» одно из правил русского языка. Но в соцсетях, увы, большинство пользователей с правилами вообще не считаются.
– К сожалению, это так. Вот здесь-то и играет свою роль авторитет учителя. Педагог обязан писать грамотно, ни в коем случае не опускаться до «норм» Интернета! Наоборот, должен учеников поднимать до уровня образованных людей. Должен показывать, в том числе на личном примере, как важно уметь грамотно писать.
– В ЕГЭ по русскому языку каждый год что-то новое. Тяжело словесникам подстраиваться?
– Нет, правила проведения ЕГЭ меняются не так часто. Изменения точечные. Касаются формулировок отдельных заданий. Причём их вводят постепенно, после широкого общественного обсуждения.
– Многие жалуются: трудно научить детей писать сочинения, ведь долгие годы этому не уделяли внимания.
– В нашей школе ребята пишут сочинения, начиная с пятого класса. Правда, на ЕГЭ требования особенные. Это сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выпускники на экзамене должны показать умение понять текст, определить проблему, поставленную автором, сформулировать собственное мнение и аргументированно доказать его. Эти навыки формируются в течение всего периода обучения в школе.
Чему учат фанфики?
– Современных подростков многие ругают за то, что они мало читают. Но есть и другая претензия: ребята читают не то, что рекомендуют им взрослые.
– Модное увлечение у ребят – фанфики. Это продолжения культовых произведений, как правило, написанных в жанре фэнтэзи. Написанием фанфиков сейчас увлекаются несколько моих восьмиклассников.
Здесь есть принципиальный момент, который мне, как учителю, на руку, – произведение должно быть написано грамотно.
В восьмых классах мы на уроках литературы часто обсуждаем с детьми их фанфики. А ещё современным подросткам интересны зарубежная классика, а также те книги современных авторов, по которым ставят сейчас фильмы.
– А как пробудить интерес к тем произведениям, которые дети обязаны изучать по школьной программе?
– Способов много, было бы желание! В своё время мои педагоги (а училась я в той же гимназии, в которой сейчас работаю) привили мне любовь к слову. Надеюсь, это получается и у меня. Сейчас на уроках литературы столько нового! Используем возможности Интернета и организуем виртуальные экскурсии. Дети готовят доклады, слушаем аудиокниги. Но, думается, главное – это слово учителя. Слово, идущее от сердца к сердцу.
Пушкин – на интерактивной карте
– У вас необычное хобби. Вы увлекаетесь раскруткой сайтов, соцсетей. Это помогает в работе?
– Всё наоборот: оно появилось благодаря работе. Был у меня как-то класс «технарей». Как этим ребятам привить интерес к русскому языку? Я решила составить для них словарный диктант из современных слов. С этого всё и началось. Но и в работе моё увлечение, разумеется, помогает. Я научилась быстро находить нужную информацию в Интернете.
– В вашей гимназии на днях прошёл первый слёт учителей-словесников Северного Кавказа. А нужны ли такие форумы?
– Конечно! У нас очень специфический регион. В республиках русский язык часто преподают как неродной, поэтому такой обмен опытом необходим.
Очень интересно было узнать на слёте, как коллеги на своих уроках и факультативах преподают региональный компонент.
Мы на внеурочных занятиях, например, составляем интерактивную карту литературного Ставрополя. Нам с ребятами стало интересно, как в разные времена писатели описывали в своих произведениях наш родной город. Каким его видели Пушкин, Лермонтов и Толстой, а каким, например, писатели послереволюционной эпохи.
Воспитать человека
– С детьми, наверное, работать трудно?
– С ними здорово! Они каждый день меня удивляют. Просто нужно учитывать их возрастные особенности. У меня сейчас пятые и восьмые классы. Для пятиклашек очень важны оценки, для них хорошие показатели в учёбе – один из главных мотивов. А восьмиклассников нужно суметь увлечь. В этом возрасте ребят подчас интересует то, что выходит за рамки урока.
– Престиж профессии учителя в последние годы, к сожалению, сильно пошатнулся. Чем же можно «заманить» в школу молодого специалиста?
– Я закончила филфак, а туда «просто так», как правило, не поступают. Учатся в основном люди увлечённые. А престиж профессии, несмотря ни на что, возвращается. В том числе и благодаря профессиональным конкурсам, таким как «Учитель года».
Педагоги – это ведь особые люди. Каждый на своём месте старается дать детям знания, научить быть добрыми, честными, отзывчивыми. Хочется и родителям пожелать видеть в педагоге не человека, оказывающего образовательную услугу, а профессионала, помогающего воспитать человека.