Примерное время чтения: 7 минут
1794

Муса Дудаев: Путь артиста

АиФ-СК №14 04/04/2012
Фото: АИФ

Пурга затихла, ушла дальше в степь, над мерцающей снежной далью полилась протяжная песня.

Красиво пела женщина – волосы цвета вороного крыла, белое лицо с чёрными бровями. Мальчишка заслушался и припал к саням.

«Встать, звереныш!»

Воздух вдруг рассёк свист плети. «Волам будет больно, жалко их», - мелькнула мысль, но хлыст обрушился на его детскую спину. «Встать, зверёныш!» - крикнула только что певшая женщина. Минутная сказка закончилась…
Суровая зима 1944-го. От станции – пешком, 12 суток ветра и мороза. Тёплой одежды у выселенцев не было – в родных краях нет таких холодов. Шли за санями – женщины, дети, старики. Умерших хоронить не давали, выбрасывали в степь.
Повозки тянули волы (каждую сопровождала уполномоченная женщина и солдат-конвоир), на одной лежала парализованная мама – Макка Дудаева. Старший сын упросил, чтоб её разрешили взять с собой, не разлучали с дочками и сыновьями. Самый младший, Муса, только начал ходить, хотя ему уже почти 6. Это он, «зверёныш», зачарованно слушал песню. И как прошёл эти километры, едва перебирая ногами и с нарывающей раной в боку? Она у него с рождения. Мама, носящая его под сердцем, бросилась за увозящими мужа конвоирами. Его увели налегке, зимой 1938-го. Макка бежала за ним 8 километров, просила взять теплую одежду, дать попрощаться. У развилки на Введено её избивали прикладам и ногами. Она так и осталась лежать здесь, в крови. Много часов без сознания, волосы примерзли к земле. Пришла в себя и поползла домой.
Потом родился Муса. Раньше срока и с травмами, полученными ещё в утробе матери. А Макка слегла. Её младшенький так хотел жить, столько в нём было энергии! Спустя годы он будет поражать своих зрителей темпераментом, искренностью и жизнелюбием. Станет большим актером, народным артистом России. А пока обоз прибыл в село, где встречают чеченцев неласково – выстроившись вдоль дороги, забрасывают камнями, комьями мёрзлой земли – «Предатели, убийцы, волки».
Он быстро знакомится со сверстниками – немцы, украинцы, поляки, мадьяры, русские. Репрессированных много, но он не знает, что это такое и почему они здесь. Лопочет на украинском, гимн СССР поёт на немецком, учится играть на балалайке. Её оставляет в избе лучший друг старшего брата Иван Головко. Муса сидит на печи, а старшие играют – Иван на балалайке, Зайналбек на течкпандере – национальном чеченском инструменте. Муса освоил оба, даже на свадьбах играл – стоя на табуретке в тяжёлом тулупе.
- Играл, пока пальцы не окоченеют, - вспоминает Муса Абдиевич, - а в школу пошёл с цыганской ватагой и со своей подружкой-гитарой.
Его страсть к музыке и пению первая учительница не одобрила – 1 сентября разбила цыганскую гитару о дверной косяк, заявив со злостью, что музицировать «зверёныш» не будет. Он возьмёт на следующий день балалайку – ни дня без песни. И бунтарский характер его будет крепнуть. Своё мнение Дудаев продолжает отстаивать по сей день. Он ведь и родился вопреки всему…

В обморок от… Пушкина

В школьные годы он читал стихи, пел, плясал, а в 8-м классе сыграл свою первую драматическую роль – отца Земфиры в пушкинских «Цыганах». Пройдет без малого 30 лет, и Муса Дудаев сыграет самого Александра Сергеевича. Переведёт на чеченский «Маленькие трагедии» и выйдет на сцену в роли Поэта. Одна из актрис театра упадёт в обморок, увидев Дудаева в гриме, – "скорую" пришлось вызывать, а принимавшая спектакль госкомиссия замрёт – такого темпераментного и ранимого Пушкина они ещё не видели.
Посвященное Пушкину лермонтовское «На смерть поэта» он будет читать на 1-м туре в театральный институт, куда его приведут друзья – вместе поступали на истфак педагогического… Но возьмёт он комиссию не декламацией, а лезгинкой. «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», да песня о широкой Волге – то, что любил петь ещё в Казахстане. Его попросят спеть на чеченском, и он впервые со сцены споёт на родном языке о любви. А вместо того, чтоб повторить слово «кукуруза» (паренёк-то картавит), скажет это слово на чеченском. Под хохот зала и аплодисменты его чеченской лезгинке. Это будет уже на 3-м туре, куда он перескочит, минуя второй.
Дудаев сыграет полторы сотни ролей в театре, но «Ревизор» Гоголя так и не появится в его репертуарном багаже. Жалеет? Немного. Без лукавства говорит, что есть любимые работы – пусть не центральные, но характерные. Такие, как Хизир, отец главной героини в спектакле «Бешто» - персонаж явно не положительный, но такой интересный с актерской точки зрения!
- Для меня самым важным всегда было не количество слов в роли и не то, сколько минут я в кадре, а насколько глубок и нетривиален характер героя, – признаётся актёр Дудаев.
Когда позвали сниматься в «Белом солнце пустыни», он готовился к роли молчаливого телохранителя Абдуллы, а утвердили на роль командира Рахимова. «Не хочу! - сказал Муса. - У Нурека – такой характер взрывной, на нём – весь бой на баркасе, а я и нырял, и плавал, я бы там такого навертел!». Но сыграл Рахимова, с него-то собственно фильм и начинается, и заканчивается – вот он ведёт гарем по пустыне, оставляя его на Сухова, а в финале появляется вновь…

Барыня, гопак, фокстрот?

 

Об актёрстве он не мечтал – просто не знал, что это такое. Раз в полгода кинопередвижка привозила в село фильм, денег у пацанов не было, пробирались в зал и прятались под стульями. Маленький Муса принимал кино за реальное действо, титры никогда не читал – они ему мешали, мальчишка ждал картинок. Запомнил лучше всего две картины – индийского «Бродягу» с Капуром и «Мы с вами где-то встречались» с Райкиным. В этом фильме братья Губины били чечётку – степ. А танцы были большой страстью Дудаева.
Сплясать он мог всё – барыню, гопака, цыганочку с выходом, фокстрот, яблочко, полечку. «И сейчас могу», - уверяет актер. Своё мастерство по всем творческим статьям он передаёт молодым – ведёт студенческий театр в пединституте в Грозном, куда поступал когда-то сам. И пробыл студентом ровно неделю – уехал в Ленинград учиться на актёра. Сельский парнишка, что с 7 лет чабановал, был подпаском у братьев, работал в поле на тракторе, убирал урожай на полях Казахстана, попал в город детской своей мечты… Не всё было гладко – на 3-м курсе написал заявление в ректорат: «Не согласен с методикой преподавания мастера курса, ухожу». Это было в 1960-м. Приехал в Грозный и пришёл в театр. На него даже спектакль хотели ставить – «Коварство и любовь» Шиллера, о чём он не догадывался. А тут телеграмма из Ленинграда – возвращайтесь, мастер курса больше не работает… Доучился и с 1962-го был на сцене Чечено-Ингушского Национального театра. Где встретил свою любовь – Зуру. Заприметил девчонкой и ждал, пока вырастет. Невесту свою он «умыкнул». По любви. Вырастили двоих сыновей и доченьку.
Он помнит ту казахскую степь, мороз, горечь беды. «Злобы нет, были на пути и добрые, очень добрые люди. Мои учителя - Адольф Адольфович Радовский, Нина Макарьевна Шалаева. Я по жизни согрет её теплом, ощущаю его по сей день. Учился тогда во 2-м классе, но будь художником, написал бы её портрет». А ещё Муса Дудаев мечтает написать пьесу на основе чеченских притчей. И поставить её со своими студентами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах