Чем сегодня живет сообщество тех, кого война не обошла стороной, с какими проблемами сталкивается, каких побед (уже в мирной жизни) добивается? Об этом – наша беседа с Виктором Коза ченк овы м, председателем Совета ветеранов Ставропольского горотделения Ставропольской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, отмечающего в нынешнем году 25-летие образования.
Порох еще есть!
- Виктор Александрович, на Кавказе старейшин почитают, их советы ценят. А применительно к поколению сороковых-роковых - насколько весомы их слова и действия на Ставрополье?
- История образования нашей организации ветеранов уходит в 50-е годы прошлого века. Тогда возвратившиеся с полей сражений фронтовики восстанавливали народное хозяйство, создавали материальные ценности, которыми мы до сих пор пользуемся. К их мнению повсеместно прислушивались, их влияние на все сферы жизни было велико. И позже, когда главным направлением в работе советов ветеранов было обеспечение жильём, автомобилями инвалидов и участников ВОВ, выделение земельных участков под сады и огороды, все это по большей части удавалось делать. Мы и сейчас продолжаем активно выступать за снижение цен на лекарства, заботимся о вдовах погибших и умерших фронтовиков, благоустраиваем места захоронений. То есть у нас есть порох в пороховницах, и надеюсь, «вес» нашей работы ощутим.
- Вы сказали, «порох» имеется. А на самом сложном «фронте» современности – в сфере ЖКХ – ветераны могут что-то изменить?
- Вы знаете, пока до конца не решена проблема тесного взаимодействия советов микрорайонов и уличных комитетов, советов микрорайонов и управляющих компаний, ТСЖ. А ведь здесь огромные, неиспользованные и так необходимые резервы. Ветеранский актив может и должен эффективнее влиять на жизненно важные проблемы, и мы к этому стремимся.
- Такая разрозненность ведь не только в этой сфере…
- Согласен. В городе вообще отсутствует чёткая скоординированная программа действий всех структур (государственных, муниципальных, молодежных, учебных, профсоюзных), в первую очередь, по патриотическому воспитанию молодёжи, вот и эффективность воспитательной работы невысока. Для нас, ветеранов, это большая проблема, ведь нам далеко небезразлично, какое поколение придёт на смену, в какие руки мы передадим будущее.
Зависшие вопросы
- А какие «болевые точки» у самих ветеранов? Вроде государство и квартирами обеспечивает, и пенсии повышает, но достаточно ли этого?
- У нас годами не решаются некоторые проблемы… Например, до сих пор законодательно не закреплен статус детей войны, отсюда все их беды. Или - несовершеннолетние узники фашистских лагерей. Они разобщены, организации нет, хотя статус определен федеральными законами. Над решениями этих проблем и работает сейчас президиум горсовета ветеранов. «Завис» и вопрос материального стимулирования ветеранов-активистов, работающих безвозмездно. А ведь их средний возраст 78 лет! Где же молодые, энергичные, опытные пенсионеры? Почему они не хотят заниматься этой сложной, но столь необходимой общественной работой? Да потому, что она не оплачивается – интерес пропадает. В Краснодарском крае все по-другому. Там средний возраст ветеранского актива - 66 лет. Председатели советов ветеранов первичных организаций получают от 2 тыс. руб. в месяц, а районных и горсоветов - состоят внештатными советниками, консультантами при администрациях. Отсюда и боевитость, и результативность в их работе.
- Неужели нельзя перенять этот отличный опыт соседей?
- Мы убеждены, что в Ставрополе и администрация, и депутаты смогут найти пути решения проблемы. Тем более что местная власть вообще очень чутко реагирует на нужды и запросы ветеранов, за что большое спасибо.
- Есть конкретные примеры проявления этой чуткости?
- Один из свежих – таков. После выхода Закона № 122-ФЗ «О ветеранах», монетизировавшего льготы, обострилась проблема проезда ветеранов в общественном транспорте. В каждом регионе эту проблему решают по-своему. В Ставрополе выдаются, а ряду категорий продаются льготные проездные. Но троллейбусы и льготные автобусы днем, когда в основном ими пользуются ветераны, увеличивают интервал движения до 40 и более минут. В это время коммерческий транспорт заполнен на 20-50%, но льготную категорию ветеранов в нем принципиально отказываются перевозить… Президиум горсовета ветеранов обратился в гордуму и администрацию с просьбой разрешить ситуацию. В пятницу, 16 марта, на комитете в Думе этот вопрос нашёл понимание, поддержку. Это отрадно – есть надежда, что к Дню Победы острота проблемы будет снята.