Без флагов и плакатов
Инициатива исходила от местного отделения партии ЛДПР, которое согласовало время и место митинга с городскими властями ещё за 10 дней до проведения, т.е. ещё до выборов. Поэтому дата – 11 декабря – заведомо не совпадала с волной акций протеста, прокатившейся по городам России накануне. Санкция была получена. Однако в социальных сетях стали появляться призывы местных националистов высказать на митинге свои лозунги, которые, как известно, зачастую носят экстремистский подтекст. Поэтому либерал-демократы в последний момент отказались проводить митинг, опасаясь провокационного поведения радикально настроенных элементов.
Но многие всё равно решили выйти на площадь без плакатов и усилительной аппаратуры. Собрались представители различных общественных организаций и всего одной партии «Яблоко», а также молодые люди, которые вели на интернет-форумах активную полемику о возможных фальсификациях.
Собрание более походило не на митинг, а на встречу единомышленников. Их можно было распознать по приколотым к лацканам белым ленточкам - символу протеста против нечестных выборов. И хотя встреча не была санкционирована, площадь была оцеплена полицией, огорожена заборами, на входах стояли металлоискатели и через них пропускали только членов партий и общественных организаций и представителей СМИ.
Общались и спорили довольно спокойно. Одним из самых активных в дискуссии был Сергей ПОПОВ, известный правозащитник и председатель Ставропольской городской Общественной палаты, под эгидой которой решено провести санкционированный митинг «За чистые выборы» 18 декабря.
Надежды оппозиции
– В прошлые годы нам было известно о грязных технологиях на уровне слухов, теперь люди знают об этом по своим личным ощущениям, – говорит председатель регионального отделения партии «Яблоко» Виталий ЗУБЕНКО. – Если руководители участковых комиссий стараются держать в тайне сведения о подтасовках, то рядовые члены комиссий могут рассказать своим близким, и информация растекается. И вот так нам стало известно, что на одном из участков в нижней части Ставрополя до вброса бюллетеней «единороссы» набирали всего 1,5%.
– В Лермонтове проголосовало 27% за «ЕдРо», потому что глава города отказался потворствовать грязным технологиям. По этому примеру можно судить об истинном проценте, – поделился своими сведениями Сергей Попов.
По отзывам представителей многих оппозиционных партий, их наблюдателей не пускали на участки утром в момент проверки и поверки урн для голосования. При этом присутствовали «единороссы» и иногда наблюдатели от «Патриотов России». Остальных запускали почти в 8.00, а иной раз и позже, когда урны уже были опечатаны. В первую очередь, как утверждают оппозиционеры, это происходило на участках, оборудованных в школах, а таких было большинство.
– На некоторых участках наблюдатели «Яблока» и некоторых других партий были удалены в 19 часов. Подсчёт велся без них, – говорит Виталий Зубенко. – Некое должностное лицо (мы уже знаем, кто, но пока называть не будем) организовало работу в школах именно таким образом: давление административным ресурсом плюс закладка бюллетеней. Это наши наблюдатели отслеживали. Если нами будет заявлен иск по этому поводу, то в качестве свидетелей придут члены комиссий и шесть «единороссовских» наблюдателей.
Партия «Яблоко» пока обобщает информацию из всех регионов страны в центральном штабе, чтобы выступить с единым иском в суд. А на Ставрополье ЛДПР уже подало 30 исков, КПРФ – 8, и это пока не окончательные данные. Оппозиционеры надеются, что если не в целом по краю, то хотя бы по некоторым избирательным участкам результаты выборов возможно будут аннулированы, если в судах будут доказаны факты нарушений.