3 августа 2008-го года не стало Александра Исаевича Солженицына. В тот же год было принято решение об увековечении памяти величайшего писателя и мыслителя нашей эпохи - создании музея на родине Солженицына в Кисловодске.
Несколькими годами ранее «АиФ-СК» активно поднимал проблему сохранения Дома Гориной, где Солженицын провел первые годы жизни. Сегодня в особняке продолжаются ремонтно-реставрационные работы. О том, как идет процесс возвращения дома к полноценной жизни, «АиФ-СК» рассказал начальник отдела Государственного литературного музея (музея Александра Исаевича Солженицына в Кисловодске) Евгений Щучкин.
- Евгений Иосифович, реставрация – работа размеренная, вдумчивая, но людям, как правило, хочется поскорее увидеть результат...
- Средства на реставрацию Дома Гориной начали поступать только в 2010-м, хотя решение о создании музея было принято 3 года назад. В общей сложности из госказны будет выделено на эти цели 45 млн рублей. 11 из них уже освоены в прошлом году, а до конца этого планируется освоить еще 12 млн 800 тыс. рублей. Если в следующем году своевременно придут оставшиеся средства, тогда и можно будет говорить о сроках завершения работ. На каждый этап работ Министерством культуры РФ проводится тендер, определяется подрядчик.
Реставрация - дело тонкое, небыстрое, в основном это ручной труд. Фундамент, к примеру, нужно откопать вручную, отмыть, установить металлические укрепляющие конструкции. Технология работ требует жесткого соблюдения многих нюансов. Существуют так называемые мокрые процессы, когда требуется тепло, чтобы просушить какие-то определенные реставрируемые части фундамента, понятно, что выполнять такие работы предпочтительнее не в холодное или дождливое время года. Одно дело строить новое – подогнал бульдозер, мощная техника работает масштабно. А реставрация – дело кропотливое, даже нудное, каждый шаг нужно взвешивать. Выдержать архитектурный стиль, покопаться в фотографиях, изучить, как выглядел дом в прошлом. Да еще памятники, как правило, находятся в труднодоступных местах, надо это учитывать. Фото особняка, к счастью, сохранились. Таким, каким он был при Солженицыне.
Памятная встреча
- А с самим Александром Исаевичем вы были знакомы?
- Не могу назвать это знакомством, но встреча была. Одна. В 1994 году, когда вернувшись на родину, Солженицын приехал в Кисловодск. Он прошел тогда по улицам города, он его хорошо помнил, помнил особняк Гориной, сестры его матери. И тот первый вид из окна, о котором он позже вспоминал. В зале Госфилармонии была встреча с Солженицыным, и после нее мы с одной из сотрудниц МУ «Возрождение», где я тогда работал, подошли к Александру Исаевичу за автографом. У нас было только два больших фото – самого Солженицына и с Наталией Дмитриевной. Она сразу сказала, что Александр Исаевич фотографий не подписывает, только книги. Но мы рискнули. Подошли и рассказали, что пытаемся заниматься реставрацией Дома Гориной. Тогда действительно были сделаны первые шаги по сохранению этого памятника архитектуры. Фото Солженицын нам подписал. Один снимок хранится у меня, другой – у моей коллеги. Свой я передам в экспозицию будущего музея Александра Исаевича.
- Так получается, что реставрация началась еще 20 лет назад?
- Да, это было начало 1990-х. Из намеренного многолетнего забвения-запрета нам возвращали Солженицына. Была опубликована и его статья «Как обустроить Россию», вызвавшая большой резонанс в обществе. Он из Вермонта видел Россию, жил ее проблемами, понимал, куда двигаться. А в Кисловодске, где он родился, сохранился особняк Гориной, где он провел первые годы жизни. Дом Захара Щербака, деда писателя по материнской линии, был к тому времени уже утрачен, его снесли в 60-е годы. Потому нам хотелось сохранить этот чудом уцелевший особняк, памятник архитектуры начала века, такой нехарактерный для региона, необычный. Двумя авторами – Казанцевой и Арустамяном, специалистами «Кавказстройкурортпроекта» – был разработан проект реставрации. Мы обратились в Минкультуры РСФСР и получили деньги на его реализацию. Тогда были проведены работы по усилению фундамента, укреплены стены подвала и выполнено железобетонное перекрытие над подвалом. Утверждать, что без этих работ в 1990-е Дом Гориной не простоял бы столько лет, не берусь. Но и обратного сказать не могу. В 1994-м финансирование прекратилось. Не до памятников было… Поначалу особняк Гориной имел статус памятника архитектуры местного значения. В 2002-м получил статус памятника регионального значения.
МУ «Возрождение» предпринимало множество попыток сохранить его, неоднократно обращались в министерства и ведомства, даже в ЮНЕСКО, дабы привлечь внимание к реставрации дома, подобного которому на Юге России нет.
«Деревянное кружево»
- Чем же так примечателен этот особняк?
- 1-й его этаж – каменный (кирпичная кладка), 2-й – бревенчатый, с деревянным декором на фасадах. Такой встречается только на русском Севере, в районах Вологды и Архангельска, для Северного Кавказа, для всего Юга России это – большая редкость. На первом этапе работ по реставрации на втором этаже сделали временный навес, защищающий здание от осадков. Теперь следует разобрать крышу. Каждая деталь при этом маркируется, проверяется – какая годится для дальнейшего использования, какая – нет. Дерево, увы, гниет, и дальнейшую судьбу деревянных составляющих определяют эксперты-микологи. Приглашаются независимые специалисты, которые и скажут свое слово: какое бревно останется в здании, а сколько бревен нужно заменить. Это как трансплантация органов - приживется новое или нет? Бревна должны соответствовать по ряду параметров, это органический процесс, и далеко не каждое бревно подойдет по зрелости и качеству.
Так что весь процесс, повторю, не быстрый и кропотливый. Но он, безусловно, будет доведен до конца.