Юбилейные торжества на минувшей неделе прошли по всей стране - в Москве, где действует фонд писателя, в Ростове-на-Дону, городе его юности и студенческих лет... В Кисловодске, где родился Саня Солженицын, на здании Центральной городской библиотеки открыта мемориальная доска (на фото), а сама библиотека отныне носит имя Александра Исаевича.
Свой родной город он посетил в начале 90-х, после возвращения в Россию.
Штрихи к портрету классика
- К приезду Александра Исаевича мы готовились так восторженно - передать свои ощущения мне сложно, - вспоминает Рахима Гочияева, сотрудник местного краеведческого музея "Крепость". Какой он, большой писатель, классик, всемирно известная личность? Солженицын уверенно шел по улочкам Кисловодска - ОН ПОМНИЛ! Повороты, ступеньки - родные места не утратили для него той прелести, что с годами теряется в сплетениях нашей жизни, подчас стирается в памяти...
- Меня собирали всей семьей - такое ответственное событие! Обсуждали, как я должна солидно выглядеть в соответствии с важностью момента, а я думала только о том, что скажу Писателю, удастся ли задать несколько вопросов? Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна были приветливы, в Кисловодске они старались посетить те места, которые помнил Солженицын. Не все сохранилось (за что было стыдно), но он не забыл само местоположение зданий, храма, где его крестили.
Отнесся к нам, встречающим (целая делегация собралась), с большой теплотой, был внимателен и человечен. Меня, привыкшую к обуви "на низком ходу", родные заставили для солидности надеть новые туфли на высоком каблуке. По городу мы передвигались пешком, я и не замечала неудобства перемещения, заметили Солженицыны. Александр Исаевич спросил участливо: "Вам тяжело, Рахима? Давайте пойдем помедленнее".
Грустный юбилей
- К юбилеям Александр Исаевич относился скептически, но на этот раз, как говорила нам Наталья Дмитриевна Солженицына, сказал так: "Ну что ж, я буду помогать по мере сил" - он смирился с этим юбилеем, - поделилась с "АиФ-СК" сотрудник Русского общественного фонда Солженицына Мунира Уразова.
Ранее "АиФ-СК" сообщал, что в кисловодском музее "Крепость" к 90-летию Солженицына открылась выставка и состоялась Всероссийская научно-краеведческая конференция, собравшая специалистов из разных регионов страны. Позже Международная конференция прошла в Москве, по ее результатам будет издан сборник научных статей. По словам Муниры Мухаммеджановны, его планируется направить в библиотеки страны.
Профессор кафедры русской литературы ХХ века МГУ Нэлли Щедрина - солженицыновед с солидным стажем. По ее словам, есть расхожее мнение, что в Солженицыне существуют как бы два человека: один - писатель времен "Ивана Денисовича" и "Матренина двора", другой - политик, историк, публицист, а вовсе не художник. Такая точка зрения - миф.
- Уникальность творческой личности Солженицына в том, что в ней совпали все стороны. Он - историк, художник, политик, философ, причем православный философ, - говорит Щедрина.
Все образы в его произведениях связаны прежде всего с его собственным пониманием русского национального характера. Это хорошо видно и в рассказах, и в глобальном романе "Красное колесо", где действуют и вымышленные герои, и исторические.
Столыпина, к примеру, писатель открывает нам как личность. До Солженицына о значимости столыпинских реформ не писали, сегодня историкам легко говорить об этом, после того как Александр Исаевич впервые заявил о Столыпине-реформаторе, убеждена профессор Щедрина. Фактически он и личность Николая II раскрыл первым в художественной литературе XX в.
Готовы ли к познанию?
- Однозначного отношения к русскому императору у Солженицына нет. Он говорит о нем, как о человеке, несущем миссию, а с другой стороны, как о человеке, который своим отречением предал Россию, потому что закона об отречении государя от власти не было, - рассказывает Нэлли Михайловна. - Александр Исаевич художественными средствами в "Красном колесе" раскрывает личность Николая II: его состояние замешательства, прострации; мысли об отречении у государя поначалу не возникает, но по мере того как прессинг растет, Солженицын передает маскарадность этого акта при помощи художественных средств.
- Все творчество Солженицына, которое мы знаем, оно вмещается в "Красное колесо", - считает профессор Щедрина.
Он задумал его 18-летним юношей, писал в годы Великой Отечественной, продолжал в 60-е. В мировую литературу в прошлом веке наряду с "Красным колесом" вошел "Архипелаг ГУЛАГ" - художественно-документальное произведение, сплав, уникальный по материалу. В нем - множество судеб, увековечение памяти и вместе с тем - этнография сталинских лагерей, где и история их появления, и "стукаческая иерархия"...
В веке текущем нам еще предстоит открывать для себя Солженицына. Готовы ли мы к познанию?
Как стало известно "АиФ-СК", семья Солженицыных готова принять самое прямое участие в создании музея на родине Александра Исаевича в Кисловодске.