В литературно-музыкальном музее "Дача Шаляпина" в Кисловодске открылся зал русской эмиграции. Подобной экспозиции, как отмечают специалисты, нет ни в одном музее России.
Связаны одной нитью
В новую Россию русское зарубежье хлынуло в 90-е годы прошлого века.
- Сегодня того ажиотажа уже нет, - говорит заместитель директора по архивно-музейной работе библиотеки-фонда "Русское зарубежье" Александр Федотов. - Но стойкий интерес сохраняется.
"Русское зарубежье" в Москве - это целый комплекс зданий (архив, библиотека, киностудия, издательство и др.) общей площадью 7000 кв.м. В хранилища фонда продолжают поступать архивы русских эмигрантов. За 12 лет существования фонда в города России и стран СНГ передано более 400 тысяч книг.
На юге России Кисловодск - первый город в программе фонда, следующая точка - Ставрополь.
Для кисловодской "Дачи Шаляпина" подготовили специальную подборку - знаменитое "Укрощение искусств" Елагина, "Новый журнал" (издается в США с 1943 года), книги Александра Солженицына (Русский общественный фонд Александра Исаевича один из учредителей "Русского зарубежья").
В новом зале экспонаты, связанные с именами великих русских: Сергея Рахманинова, Константина Коровина, Ивана Бунина. Здесь собраны документы и фотографии талантливых русских певиц того времени - Кошиц, Плевицкой, балерины Кшесинской.
"Родину мы любим одинаково"
С сыном гениального баса, Федором Федоровичем, долгие годы дружил в эмиграции барон Эдуард Фальц-Фейн (редкие фотографии, документы, переписка с Федором Федоровичем переданы бароном музею). Благодаря его финансовой поддержке состоялось перезахоронение праха самого Федора Шаляпина на Новодевичьем кладбище в Москве.
Помните, как искали знаменитую Янтарную комнату? Барон в одной обойме с Юлианом Семеновым, Жоржем Сименоном, Питером Штайном был инициатором поисков уникальной реликвии. Помогал воссоздавать ее из небытия, собирал на аукционах предметы обстановки. Комод и мозаичное панно удалось вернуть - они дома, в Петергофе.
Биограф барона Надежда Данилевич 15 лет работала с архивами Фальц-Фейна, именно она настояла, чтобы экспонаты из его коллекции попали в Кисловодск:
- В столицах материалов достаточно, а умная провинция тоже хочет жить интересами России, восстанавливать пробелы истории. Что мы поймем, оставшись только с новейшей историей? Она прошла слишком короткий путь. У старой - глубокие и крепкие корни.
Как подчеркивает Данилевич, как такового музея русского зарубежья в России не существует. И здесь кисловодская "Дача Шаляпина" - первопроходец. Директору Ольге Красниковой и коллективу удалось создать профессиональную мудрую экспозицию, в ней все блестяще продумано и тонко прочувствовано. Так, как чувствовали сами эмигранты.
- Это действительно была элита России, которая сегодня уходит, - продолжает Данилевич. - Нам повезло, что мы можем сегодня узнать о том, что было, от живых свидетелей эпохи. Я вижу, какой человек барон Фальц-Фейн, меценат, разыскивающий по всему миру реликвии русской истории и возвращающий их на Родину. Это свидетельство глубокой любви к России, тот путь, которым мы должны следовать: забыть все обиды и простить, потому что мы все одинаково любим свою Родину.
Пожалуй, самый символичный экспонат новой экспозиции - белый чемодан из частной коллекции патриарха русской эмиграции барона Фальц-Фейна. С ним юный потомок дворянского рода исколесил Европу. Их никто не ждал на чужбине. Нищенское существование и унизительная старость. Барону повезло - он получил гражданство в маленьком княжестве Лихтенштейн, где стал королем сувениров. Он создал уже два музея в Европе. Один в Германии, в маленьком городке Цербсте - родине русской императрицы Екатерины Великой, рожденной принцессой Ангальт-Цербской. Музей посвящен ей. Второй - в Швейцарии, в честь величайшего полководца Суворова. Третий при его поддержке появился в Кисловодске.