На родине Солженицына начались юбилейные торжества, посвященные 90-летию писателя. Вслед за Кисловодском они продолжатся в Ростове-на-Дону, охватят десятки городов России и завершатся в Москве, где пройдут выставки и научные конференции.
Много лет назад в историко-краеведческом музее Кисловодска "Крепость" появилась скромная экспозиция, посвященная Александру Солженицыну - писателю, гражданину, земляку. Тот факт, что он родился на ставропольской земле, в маленьком курортном городке, дает повод для гордости и налагает громадную ответственность - достойно представить великого Человека, имевшего смелость своим творчеством рассказать правду о тогдашней советской действительности - ссыльно-зарешеченной, обмануто-запуганной, раздавленной безжалостным колесом. О его жизни, книгах, значимости для нас сегодняшних говорили в Кисловодске в конце минувшей недели - в "Крепости" состоялась Всероссийская научно-краеведческая конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Солженицына.
Своя Матрена
За три дня историки и краеведы, маститые литературоведы и студенты успели поделиться наблюдениями, рассказать о своих исследованиях творчества писателя. Интерес к его судьбе и литературному наследию, как убеждена доктор филологических наук, профессор МГУ Нэлли Щедрина, будет только расти (благо Россия не разучилась еще читать и думать - Авт.). Подтверждение тому - десятки молодых голосов, смело рассуждающих, к примеру, о теме профессионализма в "Раковом корпусе", или о функции пейзажа в творчестве в целом. Студентка Карачаево-Черкесского госуниверситета Айшат Темирбулатова взялась за тему народно-национального характера в произведениях Александра Исаевича. Признается, что характер этот ей близок и понятен - люди простые, живущие без хитрости и обмана, есть зерно каждого народа. Своих Матрену и Ивана Денисовича узнают в героях Солженицына читатели разных национальностей - классика есть классика. И в то же время - это рельефные образы наших соотечественников, на которых и держится Россия.
Для Айшат голос Солженицына перекликается с судьбой ее народа, пережившего депортацию, почти на полтора десятилетия высланного с родной земли.
- Мои бабушка и дедушка были в ссылке 14 лет, многое пережили, - рассказывает девушка. - И то, что написал о тех страшных годах в истории страны Александр Исаевич, в то время как другие предпочитали молчать, вызывает самое глубокое уважение и признание.
О том, что Солженицын является совестью России для миллионов, говорит и представитель Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в Кисловодске Саида Казиева:
- Благодаря титаническому труду, всем тем испытаниям, которые выпали на его долю, он сумел всему миру показать, что "врагами народа" были не попавшие за колючую проволоку, а те, кто жестоко обрек людей на такие страдания.
По словам Саиды Ахмедовны, именно благодаря Александру Исаевичу в октябре 1991-го был принят самый первый демократичный закон РФ о реабилитации жертв политических репрессий, что позволило репрессированным иметь права. Речь не о том, насколько он был эффективен, подчеркивает Казиева, главное, что государство покаялось и признало свою вину перед миллионами сограждан.
20 жизненных коллажей
Представитель Русского фонда Александра Солженицына Мунира Уразова подчеркивает, что этот год хотелось бы отметить именно как юбилейный. Состоятся выставки, конференции в разных городах России, посвященные 90-летию писателя. Добавятся в них нотки горечи...
Внучатая племянница Александра Исаевича Ольга Глазова живет в Кисловодске много лет, хорошо помнит приезд Солженицына в начале 90-х :
- С моей бабушкой Людмилой Глубышевой они вспоминали родственников, Александр Исаевич очень интересовался корнями, расспрашивал подробно, сам много рассказывал. Он обычный человек, добрый, открытый, - рассказывает Ольга Васильевна.
Она сама уже бабушка, на открытие выставки "Великий Гражданин Земли" (ее торжественно открыли в минувшую пятницу) пришла с шестилетней внучкой Анастасией - имя в роду Солженицыных семейное, говорит, что девочку назвали в честь одной из сестер Александра Исаевича.
Отношение к Солженицыну в России неоднозначное, это не секрет. Тем не менее кисловодскому музею удалось создать великолепную юбилейную экспозицию. Она, словно по кругу, проводит нас по этапам жизни писателя. Виды старого Кисловодска, дома Гориной, где прошли детские годы Сани Солженицына. Музейщики воссоздали картинку быта 20-х годов прошлого века с помощью подлинных предметов - старинное зеркало из дома родственников Александра Исаевича, на стене - портреты родителей и деда, а на переднем плане - заслуженная печатная машинка: матери будущего нобелевского лауреата приходилось зарабатывать на жизнь машинописью. В соседнем зале - почти один в один экспозиция, которую видели тысячи людей на международных книжных выставках в Москве и Франкфурте. Она включает 20 фотоколлажей, представляющих разные этапы жизни писателя. Как рассказывает ведущий научный сотрудник "Крепости" Рахима Гочияева, отбирала снимки жена и соратник Солженицына Наталья Дмитриевна. Экспонатами выставки стали издания произведений Александра Исаевича разных лет, первые журнальные публикации рассказов писателя.
Живой музей
Расширить экспозицию, дополнить пока хранящимися в запасниках материалами позволит ее переезд в тот самый Дом Гориной. О нем "АиФ"-СК" рассказывал в одном из июльских номеров. Мы писали, что уникальное строение (памятник истории и культуры ХХ века) забыто и заброшено и, к счастью, еще не снесено, как это случилось с другим кисловодским домом, где родился будущий нобелевский лауреат. Между тем в местном краеведческом музее разработали концепцию персонального музея писателя, здесь на протяжении многих лет стараниями Рахимы Гочияевой кропотливо собирают материалы для будущих экспозиций. Спустя несколько месяцев судьба здания была стремительно решена - о нем вспомнили, на государственном уровне заговорили о необходимости создания музея, подтвердили серьезность намерений финансово (речь идет о 100 млн. рублей). Но причиной тому стала, увы, не наша публикация, а уход из жизни Александра Исаевича...
На завершающем Всероссийскую конференцию "круглом столе" ученые из разных городов страны говорили о том, каким быть музею писателя. По мнению Муниры Уразовой, здесь должен звучать голос Александра Исаевича: через демонстрацию документальных и кинофильмов, снятых по его произведениям, через библиотеку, через все музейное пространство.
- Это должен быть живой, а не формализованный музей, - поделилась с "АиФ"-СК" представитель Русского фонда Солженицына. - Меня радует, что в "Крепости" работают неравнодушные люди, которым уже удалось многое, убеждена, что все получится и в дальнейшем, - подчеркнула Уразова.