Бесплатная нагрузка
В качестве наблюдателя я побывала на двух экзаменах. Оба - по выбору (всего испытаний в 9 классе - четыре: обязательные для всех русский язык и математика плюс ещё два).
В инструкции, которую заранее выдали всем наблюдателям, удивил один пункт. Если для общественного наблюдателя все двери открыты, то журналистам находиться в аудиториях, где идут экзамены, запрещено.
Наблюдателей строго-настрого предупреждают: пропускать дежурство нельзя, приходить нужно за час до начала экзамена.
Подхожу к воротам школы, именуемой в эти дни пунктом проведения ГИА. Во дворе уже толпятся девятиклассники. Их сопровождает педагог.
Охранник проверяет моё удостоверение общественного наблюдателя и заявляет, что все вещи нужно оставить в отдельном кабинете. С собой можно взять только ручку и бумагу. Завуч шёпотом добавляет, что можно пронести и мобильный, предварительно выключив звук.
Поднимаюсь на третий этаж, где в этот день проходят экзамены по физике, биологии и истории. В каждом кабинете – по организатору. К этой работе привлекают школьных учителей, и многим из них это не нравится.
«Ответственность большая, но не доплачивают ни копейки», - сетует одна из педагогов. А её коллега высказывает пожелание, чтобы экзамены для девятиклассников вернули в родные для учеников школы, где их проводили ещё несколько лет назад.
Очередь в туалет
В 9.15 в аудитории заводят первые группы экзаменуемых в сопровождении организатора. У каждого школьника в руках – паспорт, чёрная гелевая ручка и бутылочка с водой. Больше ничего проносить нельзя.
Ребят сажают по одному, в шахматном порядке - чтобы никто не смог спрятаться за спиной товарища.
Исключение – дети-инвалиды, для которых предусмотрена так называемая спецпосадка. Им дают гораздо больше времени на экзаменационную работу, разрешают взять с собой лекарства и что-нибудь из еды. (Хорошим самочувствием могут похвастаться не все из обычных учеников. Кому-то на экзаменах приходится даже «скорую» вызывать. Кстати, медпункты в местах проведения экзаменов обязательны).
Минут за пять до начала испытания ребятам раздают экзаменационные материалы, инструктируют их.
Правила строгие, но их время от времени нарушают. Например, в туалет юноши и девушки могут наведываться только «под конвоем» - в сопровождении организатора или наблюдателя. Но на практике это требование выполняется не всегда. Едва экзамен стартует, у туалетов появляются очереди. Организатор, которая дежурит в коридоре, шепчет: «Для девятиклассников видеокамеры начнут устанавливать только со следующего года…»
Нетрудно догадаться: в уборную многие юноши и девушки ходят, чтобы воспользоваться мобильными или шпаргалками.
Но есть и те, которым даже идти куда-то лень. Одну из школьниц тут же ловят за списыванием - прямо в аудитории. С экзамена ученицу удаляют.
Пока ребята проходят испытание, организаторы и общественные наблюдатели обмениваются впечатлениями. Учителя сокрушаются: со следующего года вводят устный экзамен по русскому языку для девятиклассников. Сетуют, что в этом году на пробных ОГЭ было много двоек, поэтому ожидается наплыв тех, кто будет пересдавать экзамены в резервные дни.
«Вы из какой школы? – интересуется учительница в коридоре. Узнав, что как раз из той, откуда здесь больше всего ребят, высказывает предположение: «Наверняка вас попросили закрывать глаза на нарушения. Общественные наблюдатели из числа родителей – самые «добрые». Не то что так называемые федеральные наблюдатели. Это в основном студенты, которых специально учат отлавливать нарушителей».
Уже спустя 40 минут после начала экзамена первый ученик сдаёт работу. А ещё минут через двадцать аудитории покидает уже группа ребят. Интересно, что быстро справлялись с испытаниями в основном мальчики. Девочки - осторожнее, не торопятся.
Комментарий
Психолог Елена Калинина:
«Экзамены - сильный стресс. В таких ситуациях наша психика мобилизует все ресурсы. Но если стрессовый фактор не исчезает, силы начинают иссякать. Однако если подростку удалось успешно справиться с испытанием, в данном случае с экзаменом, возможной реакцией будет эйфория. Если же нет, может наступить сильная усталость.
О чём нужно побеспокоиться родителям? Прежде всего удовлетворить базовые потребности ребёнка – позаботиться о его полноценном сне, питании. Если испытание он прошёл успешно, желательно вознаградить его, отпраздновав, к примеру, радостное событие в кругу семьи. Если же ребёнка постигла неудача, не оставляйте его один на один с переживаниями. Сын или дочь должны знать, что им есть с кем поделиться. Тревога не поможет решить проблемы, а только усилит их.
О своих проблемах ребёнок или родитель могут рассказать, позвонив по федеральному «телефону доверия» 88002000122. Консультации бесплатны».