Шансы попасть «на бюджет» у абитуриентов Северного Кавказа растут: некоторые вузы в этом году увеличат набор первокурсников. Между тем всё больше старшеклассников в страхе перед ЕГЭ отказываются от высшего образования в пользу среднего специального.
Чем больше молодых, тем больше мест
В Северо-Кавказский федеральный университет на программы бакалавриата и специалитета на бюджетной основе смогут поступить лишь 1734 человека. Это на двести с лишним ребят меньше, чем годом ранее.
«Количество бюджетных мест незначительно сократилось, так как мы меньше принимаем абитуриентов на заочную форму обучения», - объяснили в университете.
Контрольные цифры приёма на бюджетные места в Ставропольском государственном аграрном университете выросли на 37. Такая же тенденция в Северо-Осетинском госуниверситете. В прошлом году он набирал 478 бакалавров-бюджетников, а в этом году - 602.
По федеральному закону об образовании, на каждые 10 тысяч потенциальных абитуриентов в возрасте от 17 до 30 лет полагается 800 учебных мест в вузах. Видимо, этим и объясняется рост цифр бесплатного приёма: молодёжи на Северном Кавказе много.
Кроме того, Минобразования России увеличило бюджетные квоты на обучение сельскохозяйственным, медицинским и техническим специальностям. В СКФУ, например, больше студентов будут готовить по направлениям «Нефтегазовое дело», «Строительство», «Информационные системы и технологии», «Электроэнергетика и электротехника», «Наноинженерия», «Информационная безопасность». Правда, перекос в сторону экономистов и юристов сохраняется. В Чеченском госуниверситете, например, в следующем году на бюджетной основе будут учить 45 «агрономов» и 122 «экономиста».
Бесплатных мест, вопреки устоявшемуся мнению, в вузах всё-таки больше, чем платных. Например, в Кабардино-Балкарском госуниверситете в этом году 830 человек придут учиться за счёт государства, 662 - за собственные средства.
Избавиться от «слабых звеньев»
Между тем сложности и страхи, связанные с Единым государственным экзаменом, заставляют ребят пересматривать планы на будущее. «По статистике, в России около 59% выпускников девятых классов уходят из школы в колледжи и техникумы, - говорит чеченский учитель Алихан Динаев. - Около трети из них потом жалеют, что не пошли в 10-й класс. Можно, конечно, говорить о росте популярности рабочих профессий, об успешности движения WorldSkills, но главный фактор очевиден - это страх перед итоговыми экзаменами».
Баллы, которые дети набирают на ЕГЭ, решают судьбу не только ребят, но и педагогов. От них требуют повышать показатели, как в своё время надои молока в колхозах.
«Учителя боятся санкций директора и недовольства родителей. Директора - реакции местных властей. А те боятся получить по шапке от регионального министерства образования, которое, в свою очередь, не хочет плохо выглядеть в глазах главы региона и федеральных ведомств, - рассказал Алихан Динаев. - Это приводит к тому, что во многих школах, чтобы не портить статистику, выдавливают «слабых» учеников, пытаясь убедить их в том, что сдать экзамены они всё равно не смогут и что после колледжа можно поступить в вузы без сдачи ЕГЭ. Хорошо, конечно, что спрос на рабочие специальности растёт. Но нельзя лишать детей шанса на высшее образование».
Популярность колледжей и техникумов выросла. В прошлом году в них учились около 60 тысяч человек, то есть почти на 20% больше, чем в 2016 году. 40% ставропольских юношей и девушек 15-19 лет получают среднее профессиональное образование.
В республиках этот показатель меньше. Да и количество бюджетных мест в средних специальных учебных заведениях не растёт. В Северной Осетии их сейчас 1803, хотя в прошлом году было на 200 больше.
Диплом или профессия?
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что положение в системе среднего профессионального образования гораздо хуже, чем в вузах, поскольку техникумы и колледжи содержат региональные власти, а не федеральный бюджет. «Им разрешено привлекать средства промышленных предприятий и коммерческих структур, но если регион дотационный и в нём нет хорошей промышленной базы, как на Северном Кавказе, то скорее всего там будут серьёзные проблемы с развитием ссузов», - полагает Сергей Константинович.
Он обращает внимание на дефицит кадров среднего звена в сфере обслуживания, социальной работы, здравоохранения.
«В развитых европейских странах 80% выпускников поступают в средние специальные учебные заведения и только 20% получают высшее образование, - говорит эксперт. - А у нас всё наоборот. Это порочная политика. Человек должен иметь хорошую профессию, которая была бы полезна людям, давала бы возможность самореализоваться и обеспечить себя и свою семью. Это важнее, чем иметь диплом о высшем образовании».
При этом сокращать бюджетные места в вузах Сергей Комков считает неправильным. Нужно просто дать возможность тем, кто сегодня там учится за деньги, воспользоваться правом на бесплатное высшее образование.