Примерное время чтения: 9 минут
984

Груз знаний. Почему электронные учебники в школах остаются экзотикой?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-СК №36 05/09/2018
Александр Фирсов / АиФ

В преддверии нового учебного года родители школьников по традиции осаждали  книжные магазины в поисках учебников. Ведь в школы новая литература не всегда поступает вовремя, и родителям приходится  раскошеливаться. При этом из года в год руководители региональных органов образования уверяют, что обеспеченность школ пособиями стопроцентная.

Опустошают кошельки

«Нас ещё в начале августа предупредили о том, что учебников по ОБЖ в школьной библиотеке нет и не будет, - рассказывает мама восьмиклассника из Ставрополя Екатерина. - Пришлось покупать книгу за 650 руб. А дочери (она учится в шестом классе) не выдали учебник по географии, это ещё 1000 руб. Знакомые советуют нам не тратиться и скачивать электронные версии пособий из Интернета.  Но это очень неудобно! Детям приходится ломать глаза». 

Екатерину возмущает и то, что рабочие тетради, атласы, контурные карты, задачники родителям тоже приходится покупать за свои кровные, хотя и это должны выдавать бесплатно.

«В итоге только на рабочие тетради ежегодно расходуем по три-четыре тысячи рублей», - продолжает мама двух детей.

Почему же рабочие тетради не попадают в бесплатный перечень пособий? И кто вообще отвечает за приобретение книг для школ?

Как сообщили в минобразования Кабардино-Балкарии, решение о закупке принимают руководители учебных заведений. Причём списки пособий они должны публиковать на официальных сайтах школ, чтобы родители могли с ними ознакомиться и внести предложения. 

Но директора школ не спешат заказывать рабочие тетради. Как пояснила руководитель одного из средних учебных заведений края, такие пособия могут «съесть» много бюджетных денег, а служат всего год. Выгоднее заказать учебник, срок службы которого – пять лет. Да и сверху, из местных управлений по образованию,  настоятельно рекомендуют заказывать только учебники.  

«Чиновники от образования неплохо устроились, - полагает соучредитель краевой общественной организации «Родительский комитет» Александр Джамбатов. - Они каждый год отчитываются о том, что полностью обеспечивают детей книгами, но это же лукавство. ФЗ «Об образовании», согласно которому все учебные пособия должны быть бесплатными, нарушают все кому не лень. А родители предпочитают не жаловаться на подобные безобразия в прокуратуру, а платить».

Тем не менее в целом ситуация с учебной литературой, по мнению мам и пап, стала лучше.  

«В этом году сыну-девятикласснику в школьной библиотеке впервые выдали абсолютно все учебники. Радует, что в основном они новые, - рассказывает жительница краевой столицы Ирина. - Кстати, заметила, что новые пособия для старшеклассников - в мягких обложках. Благодаря этому портфель не такой тяжёлый».

Учиться не скучно

В последние годы альтернативой традиционным печатным книгам стали электронные учебники. Федеральные власти потихоньку внедряют проект «Цифровая школа» и намерены уже к 2020 г. рекомендовать «виртуальные» пособия для обучения по 11 предметам. С первого января 2015 г. у каждого школьного учебника обязательно должна быть электронная версия. 

Но отказываться от «бумаги» школы не торопятся. На Северном Кавказе электронные учебники если и используют, то в основном при обучении родным языкам. Образовательный процесс выглядит так: в классе дети занимаются на школьных компьютерах, а дома - на своих.

В прошлом году Аланская гимназия во Владикавказе включилась в эксперимент госкорпорации Ростех. По этой программе гимназия, как ещё несколько средних учебных заведений Северной Осетии, получила от государства компьютеры и методические рекомендации по использованию электронных учебников, в частности для изучения осетинского языка. Но кое-где этот проект забуксовал. К примеру, в Ирафском районе к нему ещё не приступили, хотя необходимое оборудование закупили.

А в бесланской школе №8 ещё в 2015 г. использовали электронные учебники. Одна из компаний-разработчиков таких пособий  предложила опробовать компьютерные версии и за свой счёт закупила гаджеты для учебного заведения. Результатами эксперимента многие остались довольны. 

«В таком формате мы в течение учебного года преподавали точные науки ученикам 7-11 классов, - рассказали в школе. - Обратили внимание на то, что дети благодаря новшеству стали проявлять интерес к учёбе. Кстати, участие в этом проекте приняли наши лучшие педагоги. Они обучились работе с электронными учебниками на специальных курсах. Впрочем, параллельно мы использовали и бумажные носители».

Возможно, эксперимент бы и продолжили, но, увы, электронные версии учебников устарели, а новые пособия школа не получила.

Зрение или осанка?

В Кабардино-Балкарии цифровизацией школ тоже занимаются. На покупку оборудования для этих целей даже выделяют средства из республиканского бюджета.

«В 2016 г. в двух школах Нальчика, №2 и №5, решили избирательно ввести обучение по электронным учебникам, - рассказывает начальник отдела дошкольного и общего среднего образования министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР Марина Мизова. - В средних и старших классах такие пособия стали использовать в основном по тем предметам, изучение которых не требует прочтения большого количества разных текстов: по технологии, ИЗО, музыке и т.д. Благодаря этому удалось сэкономить немалые средства. Ведь стоимость электронных учебников и учебных пособий значительно ниже, чем на бумажном носителе. Да и портфели детей стали легче. При этом мы категорически против того, чтобы электронные учебники полностью вытеснили традиционные книжки, особенно в младших классах. Ведь это большая нагрузка для зрения».

Многие педагоги и родители считают, что чрезмерно увлекаться внедрением электронных версий не стоит.

«Электронные учебники - это палка о двух концах, - полагает учитель информатики из Ставрополя Алина Кравцова. - С одной стороны, в этом случае ребятам не нужно носить набитые книгами портфели, с другой - они и без того подолгу «зависают» за компьютерами. Поэтому нагрузка на зрение в этом случае ещё выше. Я на своих уроках использую электронные аналоги, но очень избирательно, чередуя их с традиционными книгами».

Александр Джамбатов и вовсе против этих технологий. «Наши дети и без того сейчас почти поголовно страдают компьютерной зависимостью, а с внедрением тотальной цифровизации в школах они и вовсе забудут, как выглядят книги! Потребность читать может исчезнуть, ведь электронные учебники включают в себя не только тексты, они напичканы аудиофайлами, видеороликами и т.д.», - полагает Джамбатов.

Комментарий

Заведующий травматолого-ортопедическим отделением Ставропольской краевой детской больницы Вячеслав Васюков:

«Из-за большого количества учебников портфели современных школьников весят в два раза больше, чем это положено по медицинским нормам. 

К тому же нередко подростки предпочитают носить не ранец, а сумку через плечо. Это очень вредно! Из-за мышечного дисбаланса нарушается осанка. Это сопровождается смещением сердца, лёгких и других внутренних органов, и они хуже выполняют свои функции. Чаще всего нарушение осанки появляется в школьном возрасте, особенно в период ускоренного роста скелета подростка.

В это время на формирование осанки влияет вес школьного ранца. А ещё тяжёлые портфели являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы. В идеале ранец с учебниками и тетрадями должен составлять десятую часть веса ребёнка.

Чтобы сохранить осанку школьника, не покупайте портфель тяжелее 700 г. При этом у ранца должны быть широкие лямки (4-4,5 см) и спинка, которая держит форму. Она обеспечит полное прилегание портфеля к телу школьника и равномерное распределение нагрузки. Разумеется, дети должны больше двигаться и заниматься физкультурой».

Мнение эксперта

Специалист по информационным технологиям Валерий Ледовской:

«Полагаю, что базовые учебники должны быть печатными, а дополнительные можно предлагать и в электронном виде. К тому же цифровизация зачастую - за счёт родителей.

Но, по данным ВЦИОМ, родители половины школьников в России испытывают проблемы со сбором детей к новому учебному году. Дополнительные траты им сейчас совершенно ни к чему. А у государства объективно нет денег для проведения подобных реформ.

Скорее всего, внедрение электронных пособий в первую очередь проводят для поддержки российской IT-сферы, цифровой экономики. Но даже так до дела, по большому счёту, не доходит».

Точка зрения

Доцент Северо-Кавказского федерального университета Дмитрий Пикалов:

«От цифровизации школ мы никуда не уйдём. Другой вопрос, что мы вкладываем, к примеру, в понятие «электронный учебник». Как правило, говоря о таких пособиях, имеют в виду компьютерные версии бумажных пособий. Но настоящий виртуальный учебник - это другое. Это мультимедийный продукт, по такому пособию можно получить гораздо больше информации. Да и ученики проявляют гораздо больший интерес к такой форме получения знаний. Ещё в 2002 г. я участвовал в создании подобных пособий для школьников. Увы, дальше проектов дело не пошло.

Полагаю, что более широкому внедрению электронных пособий мешает несколько факторов. Во-первых, у нас очень мощные лоббисты бумажных учебников - несколько издательств. Во-вторых, многие психологически не готовы к такому шагу. Наконец, сильна бюрократия среди чиновников от образования.

С другой стороны, не хотелось бы тотальной цифровизации. Я - за разумное сочетание традиционных способов обучения и современных».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах