Примерное время чтения: 6 минут
512

Дань традициям. Ингушский учитель о ЕГЭ, патриотизме и стрельбе на свадьбе

АиФ-СК №39 28/09/2016
Экскурсии по мемориальному комплексу помогают понять историю республики.
Экскурсии по мемориальному комплексу помогают понять историю республики. АиФ

Салман Мальсагов много лет трудится в школе №1 села Барсуки Назрановского района Ингушетии, он - один из старейших работников образования Северного Кавказа. Кроме того, Мальсагов ведет в школе краеведческий кружок, и не понаслышке знает и о проблемах современных школ, и о проблемах Кавказа вообще. О том, как традиции влияют на жизнь народов региона и отражаются на образовании и культуре, Салман Мальсагов рассказал в интервью «АиФ-СК».

 «ЕГЭ бы отменил»

Елена Евдокимова: «АиФ-СК»: Вы много лет работаете со школьниками. А к ЕГЭ как относитесь?

Салман Мальсагов: Я бы его вообще отменил. Учителя загружены всевозможными отчётами, бумажной волокитой. А их задача не только донести до ученика материалы школьной программы, нужно научить думать, анализировать, делать выводы.

В вузах же должно быть больше практики, взаимодействие со школами - более тесным. Молодёжь и дети у нас пытливые, а мы их на ЕГЭ натаскиваем, на баллы ориентируем. Неправильно это.

Вузам педагогическим нужна реформа. Надо готовить мыслящие кадры. Дайте учителям волю! А их бюрократическими барьерами окружили, где тут настоящих патриотов и граждан своей страны воспитывать? В учителя сейчас не больно-то идут – непростая профессия. Ответственность и нагрузка – большие, а зарплата, напротив, - невелика.

- Вы ведь из педагогической династии?

– Из семьи педагогов – папа преподавал ингушский и русский языки, я - русский и литературу, супруга моя Нина Сосланбековна Бекова - учитель начальных классов, как и я – заслуженный учитель Ингушетии.

Знаете, что дает этот опыт преподаваний у разных поколений? Детей всегда можно и нужно заинтересовывать. Стараюсь делать это и сейчас. И сам не перестаю учиться.

Часть истории

- Знаю, что ваша семья пережила депортацию - тоже часть истории кавказских народов… Что вы помните об этом?

- Когда увозили, мне ещё двух лет не было. В Затоболовском районе Кустанайской области зимой снег и холод: домики заносило до крыши – один дымоход торчит. А родители рассказывали, как хорошо жили на родной земле. Как цвели вишня и яблоня, какие вкусные плоды собирали. Честно говоря, не верилось. Вокруг степь, и представить другой пейзаж не получалось. Ели мёрзлую картошку. Собирали тайком на полях колоски, мололи на ручной мельничке в подвале.

Приняли нас враждебно – местных предупредили, едут враги, в контакт лучше не вступать. Жили мы у русской старушки, она поначалу не общалась с нами, но постепенно отношение менялось. Люди видели, что ингуши трудолюбивы, ничего плохого не замышляют. Мы дружили и ни о чём дурном не думали.

Я долго не понимал, почему мы оказались так далеко от отчего дома. Помню, как пошёл в первый класс. Меня сразу же начали обзывать врагом народа. Вступился русский мальчишка из старших классов – надрал моим обидчикам уши и пригрозил, что в следующий раз ноги вырвет. Больше не обижали.

Когда в 1953-м умер Сталин, в школе рыдали все – учителя и ученики. «Как мы теперь без отца», - голосила одна учительница. Да, это наша история. Неоднозначная и до сих пор в «белых пятнах».

В ссылке было очень тяжело, по дороге в промёрзших товарных вагонах сотнями гибли дети и взрослые. Но народ выжил.

- Когда смогли вернуться в Ингушетию?

- В1957-м. Увидел, наконец, до чего хороши наши места! Первым делом залез на дерево – за яблоками. Нет ничего вкуснее плода, созревшего на родной земле!

Сейчас собираю материалы о своих предках и однофамильцах, об истории ингушей, о том, как село наше в древности было разрушено, а спустя столетия возродилось. Надеюсь издать книгу.

Уже не «горячая точка»

- В Ингушетии Вас называют настоящим патриотом. А что такое для вас патриотизм?

- Любовь к малой родине, к стране, к своему народу. Так я понимаю патриотизм. Готовность отдать жизнь за свою землю, близких, если потребуется. Одно время это понятие было попрано, страна - слаба, растаскивали по кускам. Да и сейчас многое деньгами измеряется, не делами. Но и другие примеры есть – когда стремятся добрую память о себе оставить. Наши предки честно служили в царской армии, воевали в Великую Отечественную, ответственно относились к исполнению своего долга. Без этого нельзя быть настоящим патриотом.

Многое на национальном менталитете держится. Соблюдение обычаев – тоже патриотизм. У нас на Кавказе крепкие семьи, разводы – редкость, как и сиротские приюты. Нет домов престарелых. За родителями обязаны ухаживать дети и внуки. Уважение к старшим, детям и женщинам – традиционны на Кавказе.

- Некоторые кавказские традиции у представителей других народов вызывают непонимание и даже раздражение. Например, стрельба на свадьбах.

- Раньше стрельбой определяли, кто в доме хозяин. Если быстрее выстрелят в воздух со стороны жениха – муж, если со стороны невесты – жена. Но традицию превратили в хулиганство.

- Тем не менее отношение к выходцам с Кавказа сейчас меняется в лучшую сторону...

- Чем дальше военные события, тем меньше неприятия к представителям нашего региона. Кавказ уже не называют «горячей точкой». Места у нас очень красивые, они всё чаще привлекают туристов со всей России. И мы сами обязаны знать о них как можно больше.

Я веду в школе кружок краеведения и туризма. Изучаем историю родного села, стараемся выезжать в ущелья, к горам и башням. Такие поездки прививают любовь к родному краю.

Думаю, во всех школах Ингушетии поездки по республике должны быть регулярными. И обменные экскурсии на всем Северном Кавказе необходимы: из Ставрополя в Магас, из Назрани – в Нальчик, а там и на более далёкие расстояния. С раннего возраста дети должны видеть, где и как живут их сверстники. Не только в Интернете, но и своими глазами.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах