Накануне в сети появился фильм о внедорожной экспедиции «Аланское наследие». Она стартовала в прошлом году в Кабардино-Балкарии. О фильме и героях нашего времени мы беседуем с Тенгизом Мокаевым, молодым, но уже известным в СКФО краеведом.
С чего всё началось?
Елена Евдокимова, «АиФ-СК»: Может ли проект «Аланское наследие» стать объединяющим для всего Северного Кавказа?
Тенгиз Мокаев: Так и должно быть. Многие народы нашего региона считают себя потомками алан. И это была первая подобная экспедиция, где объединили автотуризм и «пешеходку», привлекли учёных-историков и археологов, познакомились с достопримечательностями и местными жителями. Маршрут прошёл от границ Ставропольского края до Северной Осетии по самой высокогорной части России. За 9 дней преодолели 6 перевалов и 7 ущелий с перепадом высот до 3 тыс. м. Дебют удался, хотя были накладки. Не все оказались достаточно подготовленными. Но всё запланированное удалось реализовать. В этом году экспедиция побывает в Северной и Южной Осетии, в 2017-м – в Ингушетии и Чечне, в 2018-м – в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае. То, что участники экспедиции увидели и узнали, превзошло ожидания. Столько памятников, такого разнообразия природных ландшафтов, как на Кавказе, нигде не найти.
– С чего начиналось ваше увлечение краеведением?
Как учить истории?
– На сайте СОШ № 7 ваша фамилия в списке «Ими гордится школа». Своего рода знак отличия. Какие они – герои нашего времени?
– Люди, преданные своему делу. Любимому делу. И окружающие получают радость от общения с ними и от результатов их труда. Не важно, кто они по профессии – художники, автослесари. Важно, что свою работу они делают искренне, с душой. Люди, преданные своему делу – это и есть герои нашего времени. Пусть немного, но им удаётся менять мир в лучшую сторону. Пусть песчинка, пусть капля – чем их больше, тем заметнее перемены. Все мы живём под одной крышей, если каждый в своём селе, городе, регионе добросовестно выполняет свою работу – вот и море достижений.
В своей школе я веду секцию горного туризма. А пригласил меня в дополнительное образование педагог, у которого я занимался в детстве. Я не раздумывая выбрал родную школу. Стараюсь передать детям то, чему успел научиться сам. Команда ребят, с которыми мы занимаемся 5-й год, одна из лучших в республике. Вижу, как дети тянутся, с какой радостью узнают новое – на соревнованиях, в походах, на встречах с ветеранами. Живые знания – то, чего часто не хватает. Не из книг, а из первых уст. Прошлым летом я был в экспедиции, повторившей маршрут первой научной экспедиции на Эльбрус генерала Емануеля 1829 года. Рассказывал ребятам, какие виды рельефа прошли в пути, какие перепады высот, ландшафты. Исторические факты и современные фото- и видеоматериалы – снимки и фильм делал сам. Глаза горят у ребят - интересно. Мы проехали с ними по местам кровопролитных боёв, что шли на нашей земле в 1942-м. Курпские высоты – здесь было одно из самых страшных сражений битвы за Кавказ. И рассказали о нём герои Великой Отечественной, наши земляки. В учебниках этого не прочтёшь. Приелись слова «патриотическое воспитание молодёжи» – но это важно. Любовь к природе, к малой Родине, к её истории. Без этого никак.
Где пригодился?
– Из республики молодёжь уезжает. Не было желания покинуть родные места?
– Нет. Я фотографирую, снимаю фильмы, пишу статьи. Не представляю, что могло быть иначе, Почему покидают регион? Есть объективные причины. Низкий уровень жизни, высокая безработица. Ищут лучшей доли в мегаполисах, где больше перспектив и возможностей. У каждого свой путь. Но я не представляю себя в такой ситуации. Не хочу уезжать.
– Наши земляки часто не знают истории родных мест. Многие нальчане, к примеру, не бывали в Приэльбрусье…
– Обычное дело. Люди, которые живут возле моря, часто не купаются в море. Те, кто живёт в горах, не поднимаются на вершины. На КМВ местные жители не ходят к источникам за минеральной водой. Любовь к родному краю нужно воспитывать со школьных лет. Кто-то сам тянется, кому-то нужна подсказка, толчок. Не замечают, что вокруг – значит, некому было заинтересовать. Нет порыва к изучению родного края – родители, учителя вовремя не направили. Навязывать нельзя ни в коем случае, только предлагать. Своим воспитанникам повторяю: ищите, пробуйте. Поколению нынешних школьников повезло в разы больше, чем моим сверстникам. Моё детство пришлось на 1990-е. Не было нормальных секций, не было инвентаря, да и денег у родителей на детские радости тоже не хватало. Сейчас возможностей гораздо больше. Есть волонтёрские организации, стажировки, практики. Только успевай осваивать!
– Но и соблазнов сомнительных в разы больше!
– Не без этого. Нужен контроль с самых ранних лет. Я своим детям телевизор не разрешаю долго смотреть. Дочь – первоклассница, сына готовим к школе. Объясняю, почему нельзя. Стараюсь чаще общаться, разговаривать. Выезжаем вместе на природу, наши горы и озёра показываю, рассказываю о родных местах. Не знаю, кем они станут, какую выберут профессию, но о своей земле точно будут знать много. Об этом я позабочусь.