Примерное время чтения: 4 минуты
344

Без меня меня «крестили»: почему детям и родителям не дают право выбора

АиФ-СК № 10 05/03/2014

Помню, как на совещании в минобразования края директор одной из школ отрапортовала: родители четвероклассников чуть ли не единогласно выбрали из шести модулей основы православия. Выступление вызвало ропот в зале. Дескать, как такое возможно в крае, где множество национальностей и конфессий?! Параллельно появились слухи о том, что поначалу большинство родителей остановили свой выбор на единственном из шести нерелигиозном модуле – «Основах светской этики», однако потом их «ненавязчиво» склонили к основам православия.

Пресловутое большинство

В том, что слухи не беспочвенные, я убедилась на собственном опыте. На очередное родительское собрание в наш класс наведалась завуч и поставила перед фактом: уже сейчас, когда дети учатся в третьем классе, родителям нужно выбрать один из трёх (?!) модулей. Речь шла, во-первых, об основах православия, во-вторых, о религии и морали и, наконец, о нормах нравственности («Основы светской этики»). Остальные три курса – основы ислама, основы иудаизма и основы буддизма – даже не рассматривались. Преподавать их, дескать, некому. Дальше – больше: выбрать модуль мамам и папам предложили… один на всех большинством голосов! Многие остановились на основах православия, но были и те, кто предпочёл другое. Я с курсом «Нормы нравственности» оказалась в меньшинстве. В заявлении, которое обязан заполнить каждый родитель, так и написала, что для своего сына выбираю именно этот модуль.

– Не советую вам этот курс: он очень скучный! – отмела мою инициативу завуч. Родителям же, которые настаивали на модуле «Религия и мораль», привела другие аргументы: дескать, все три курса почти одинаковы.

Увы, с меньшинством у нас традиционно считаться не принято. Вот почему почти все заявления в нашем классе были переписаны «под копирку». В них, как нетрудно догадаться, один-единственный модуль – основы православия. Я переделывать своё заявление не стала. И пусть мне хоть сто раз повторят, что курс этот – чисто культурологический и не предполагает ни массовых молений, ни религиозных обрядов, я больше склонна доверять специальной памятке, которую, кстати, вместе с образцами заявлений раздали на собрании. А в ней чёрным по белому написано: в курсе «Основы православия» в обязательном порядке изучаются таинства, церковные праздники и др. Но, на минуточку, церковь у нас всё-таки отделена от государства!

Опасная искра

Почему же только три модуля? Ставрополье, повторюсь, край многоконфессиональный, так отчего же этот важнейший фактор игнорируют в школах? Неужели ещё не поняли, что для этноконфликта достаточно и маленькой искорки? Скажут: в переполненных школах и при хронической нехватке преподавателей удобнее загнать всех учеников в один класс. Но тогда зачем всё это? Вспомним, с каким пафосом вещали об очередном новшестве чиновники: дескать, учителей будут готовить по особым методикам, при содействии специальных тьюторов. Опальный ныне священник Андрей Кураев несколько лет назад торжественно презентовал в Ставрополе учебник по основам православия. Что ж, кураевское пособие на складах не пылится. В отличие от учебников по другим модулям, деньги на печатание которых явно потратили впустую…

Комментарий:
Валерий Шаповалов, директор института образования и социальных наук Северо­Кавказского федерального университета: ­ Курс «Основы религиозных культур и светской этики», безусловно, очень важен, потому что, к сожалению, как показывают различные опросы, даже верующие люди во многих «вероучительных» вопросах несведущи. Разумеется, нужно подходить к этой дисциплине деликатно, с учётом возрастных особенностей детей. Многих пугает вероятность появления в школах священников. Ничего страшного в этом не вижу. Служители церкви зачастую имеют не только духовное, но и светское образование. Разве плохо, когда на непростые вопросы учащихся будет отвечать священник, который хорошо разбирается в православии или исламе? Теперь о ситуации, о которой вы пишете. Наверное, администрации школы стоило бы более подробно проинформировать родителей о различных возможностях учебной организации, а не ставить их перед фактом. Родители, оставшиеся в меньшинстве, имеют полное право спросить о таких возможностях. Может быть, в параллельном классе дети и их родители выбрали как раз тот модуль, который не будут преподавать в вашем классе, и есть возможность создать группы из учеников разных классов? И ещё. Думаю, родителям должны были сказать о том, что в качестве альтернативы обсуждаемому курсу недавно появился другой вариант «Основы духовно­-нравственной культуры народов России».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах