Примерное время чтения: 6 минут
4120

Билет в один конец. Как молодежь заманивают под флаги ИГИЛ

АиФ-СК №45 09/11/2016

Северный Кавказ продолжает оставаться лидером среди регионов России по количеству молодых людей, которые отправились воевать на Ближний Восток. По данным вице-премьера правительства Ставропольского края Юрия Скворцова, сегодня на территории Сирии и Ирака сражаются около 1500 молодых людей из Дагестана, от 500 до 600 – из Чечни, около 300 – из Кабардино-Балкарии, 200 – из Карачаево-Черкесии и около 100 — со Ставрополья. 

«Кто-то умер?»

«Известие о том, что мой сын уехал в Сирию, я получил в четверг, - рассказывает житель села Степного Рамзан Мидаев. - А буквально во вторник мы с ним разговаривали по телефону, и он собирался приехать траву покосить…»

Беслан уехал в Сирию в 2014 году. До этого интересовался спортом, мечтал стать адвокатом. На радикализм «подсел» в Ставрополе, где получал высшее образование.

«Вы посмотрите, сколько у него грамот и благодарностей со школы, - сокрушается его мама Малика. - Мы столько надежд связывали с его учёбой. Но вот три года назад он приехал с бородой. Отец тогда смутился, спросил: «Разве у нас умер кто-то?» Для нас борода — это признак траура». 

В 2014 году Мидаевы получили известие, что Беслан через границу в Турции подался в Сирию.

«А потом нам сообщили, что он подорвался на мине и теперь без ног, - плачет мама. - Он инвалид, а мы не знаем, как помочь ему и что делать».

И это не единственный случай, когда молодые люди, бросая перспективную учёбу, работу, отправляются на войну. И что самое ужасное, не понимают, что шансов вернуться обратно нереально мало. На границе у всех «новобранцев» отбирают паспорта и уничтожают.

«Чаще всего молодые люди оказываются жертвами пропаганды, - рассказали в отделе общественной безопасности, межнациональных отношений администрации Степновского муниципального района. - На месте приходит разочарование, но вернуться назад возможности чаще всего нет».

Поставщики «мяса»

В марте Северо-Кавказский окружной суд приговорил 21-летнего студента аграрного университета Беляла Салпагарова к двум годам лишения свободы. Сотрудники ФСБ сняли его прямо с рейса «Минеральные Воды-Стамбул», из Турции он планировал перебраться в Сирию. Салпагаров рассказал следователям, что там его уже ждал вербовщик, который должен был помочь попасть в лагерь подготовки террористов.

В мае Северо-Кавказский окружной суд приговорил к шести годам колонии 21-летнего студента Ставропольского медуниверситета Мавлуда Керимова. Он не только сам пытался уехать на войну, но и подбивал к этому своих сокурсников. Самое удивительное, что Мавлуд Керимов никогда не был религиозным фанатиком, рос в благополучной семье: отец - подполковник полиции, сотрудник конвойной службы, мать – психолог-полиграфолог в краевом ГУ МВД.

25 октября Северо-Кавказский окружной суд приговорил к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима 20-летнего уроженца аула Чур Туркменского района Рахмана Багбекова. Два года назад он уехал в Египет, а оттуда - в сирийский тренировочный лагерь боевиков.

Как рассказали в антитеррористической комиссии Ставропольского края, это лишь часть примеров того, как десятки и сотни молодых людей оказались «выдернуты» из социума, отказались от благ цивилизации ради сомнительных идеалов.

А вот вербовщики от идеалов, которые сами же проповедуют своим жертвам, очень далеки. Чаще всего это нанятые и материально заинтересованные люди, поставщики «мяса» на фронт. К примеру, осужденные за вербовку студенты Ставропольского медуниверситета Асад Мусаев, Султан Яхьяев, Магомед Алиев и студенты Северо-Кавказского социального института Магомед Шамсутдинов и Расим Джалалов сами гибнуть за «всемирный халифат» не собирались, но активно подбивали ехать на войну своих сокурсников.

Как отметили в вузе, Султан – круглый отличник из благополучной и вполне обеспеченной семьи. Асад также отличник и глава семьи (женат 2,5 года). Занятия никогда не прогуливали, бороды не носили, вслух радикальных взглядов не высказывали. Зато активно склоняли неофитов к джихаду в Сирии в соцсетях. На данный момент известно о четырёх завербованных ими молодых людях. Они уехали, и теперь об их судьбе ничего не известно.

Чем увлекают молодежь идеи радикализма?

«На самом деле вербовщики ничего нового не придумывают, - рассказывает пресс-секретарь Духовного управления мусульман Ставропольского края Лиджи Матвеев. - Самый показательный пример — московская студентка Варя Караулова. Простая лесть, внимание к девушке, интерес к её проблемам, тем более если она в чем-то когда-то не сошлась со сверстниками (а такое бывает с каждым), и девушка становится игрушкой в руках вербовщика, увлекается его идеями. Интернет и доступность экстремистских материалов дают вот такую альтернативу молодёжи».

Официально

Мухаммад­-хаджи Рахимов, муфтий Ставропольского края:

«Вербовщики и террористы сегодня широко используют именно социальные сети. Большую роль играет та брешь, которую пробили в религиозном образовании при советской власти. Подавить радикальные течения можно только поддержкой традиционного ислама. Того, который проповедовали наши предки. У радикальной молодежи мы наблюдаем в первую очередь нетерпимость к тому, как молятся старшие. Как раз отрицается самое главное в нашей вере ­почтение к старшему поколению».

Комментарий

Старший преподаватель кафедры исламской теологии и социально­гуманитарных дисциплин Дагестанского гуманитарного института Магомед Омаров:

«Религиозный экстремизм в России появился из­-за массовой духовной неграмотности. А невежественных людей очень легко обмануть. Почему многим так понравилась идея ваххабизма? Потому что она разрешает многое из того, что хочет нафс (эго) человека, используя правильные слова в ложных целях. В частности, о фундаменте идеологии ваххабизма еще в начале XX века говорил просветитель и общественный деятель, великий богослов Дагестана Сайфуллах­кади Башларов. В исламе появилась брешь в виде очень вредного и опасного вируса. Носители этого вируса довольны своими ложными мнениями и неправильными поступками. Они стали причиной большой смуты в религии, не оставляя в покое тех, кто следует написанному в достоверных шариатских книгах, и не принимают наставления и проповеди. Если кто-­нибудь пойдет против их идеи, приводя аяты Корана или изречения Пророка, то они ненавидят его или даже убивают».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах