Чего ожидать жителям одного из самых проблемных в России региона от всех этих перемен? Об этом мы беседуем с председателем общественной организации «Ставропольский конгресс народов России», объединяющей национально-культурные автономии края, Геннадием Степановым.
Ау, инвесторы!
– Геннадий Николаевич, не могу не начать нашу беседу с вопроса о новом полпреде Президента РФ в округе Сергее Меликове…
– Когда был создан СКФО, члены нашего конгресса сошлись во мнении: Северному Кавказу нужен генерал-губернатор, примерно такой, как в дореволюционной России. Ведь пока не будет решён краеугольный вопрос безопасности, ничего здесь не изменится.
Но четыре года назад полпредом назначили Александра Хлопонина, человека гражданского. Его приоритеты лежали в сугубо экономической области, что не могло не вызвать критики. В итоге инвесторы по-прежнему не хотят вкладываться в нестабильный, «мятежный» Кавказ, который продолжает оставаться горячей точкой.
– Застарелая проблема региона – клановость…
– По моим данным, Меликов не примыкает ни к одному из северокавказских этнических кланов. А значит, сможет, на мой взгляд, бороться и с клановостью, и с коррупцией.
И если полпред будет строго выполнять функции социально-политические, а новое федеральное министерство по развитию Северного Кавказа – социально-экономические, не дублируя, а дополняя друг друга, ситуация в СКФО может заметно улучшиться.
– Хлопонин до отставки успел «продавить» своего человека на должность атамана Терского казачьего войскового общества – Вячеслава Пилипенко. Как вы думаете, сработается он с Меликовым?
– Два силовика должны сработаться. У них много общего. В частности, боевой опыт в Чечне.
За что платят казакам?
– На последнем круге ТКВО Пилипенко противостоял только Сергей Середа. Почему руководящие должности у «реестровиков» неизменно занимают ставленники сверху, так называемые «парашютисты»? А где народные лидеры, казаки «снизу»?
– Кого мы видим сегодня в реестровом ТКВО? В основном это молодые парни, которые отслужили в армии и вошли в реестр, взяв на себя определённые обязательства, приняв как данность необходимость подчиняться своим командирам. А вот харизматичные, самодостаточные личности, как правило, – в общественном казачестве, где нет таких рамок.
– И что за обязательства у этих парней в форме? Многие обыватели не понимают, чем вообще занимаются сегодня наши государственные казаки. За что им платят деньги из госказны?
– В основном они заняты охраной общественного порядка и воспитанием детей в казачьих образовательных учреждениях. Правда, если говорить об обеспечении порядка на улицах, здесь, к сожалению, нет пока чёткости. До 2013 года казаки охотно трудились в охранных структурах. Но в прошлом году появились новые правила работы частных охранных предприятий, по которым огнестрельное оружие теперь должно храниться не в сейфах этих ЧОПов, а в структурах МВД. Это новшество затруднило работу многих казачьих охранных агентств. Кстати, новый атаман ТКВО в числе прочих сейчас решает и эту проблему.
– А почему всё меньше казаков землю пашут, как это было при царе? Почему в субаренде у приезжих сотни гектаров бывших казачьих земель?
– Этот вопрос нужно задавать тем атаманам, которые все эти годы, начиная с 90-х, разбазаривали выделенную им государством землю.
Хрупкий мир
– Мир на Северном Кавказе продолжает оставаться очень хрупким. При этом и ваша организация, и другие миротворцы вроде бы немало делают для его укрепления…
– Если заметили, в крае в последние месяцы нет крупных межэтнических конфликтов. Думаю, потому, что команда врио губернатора края всерьёз взялась за эту проблему. При краевом комитете по делам национальностей и казачества появился общественный совет, в который вошли компетентные в этих вопросах учёные и общественники. Межнациональные вопросы – на повестке в краевой Общественной палате, в которой есть представитель и нашей организации, нереестровый атаман Ставропольского казачьего войска Дмитрий Стригунов. Проводятся «круглые столы» по межэтническим проблемам. Одним словом, появились, наконец, настоящие публичные площадки для диалога и мониторинга межнациональных отношений.
– Суд постановил снести незаконно построенную в Пятигорске мечеть. Мусульмане протестуют. Но до конфликта, наверное, не дошло бы, если б краевые власти выполнили свои многолетние обещания и выделили землю под строительство мечетей?
– Выделять землю под строительство культовых исламских сооружений, разумеется, необходимо. А как иначе? Край у нас многонациональный и многоконфессиональный. Этим всё сказано.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть