Сверим цены
Вместе с сотрудниками Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей мы отправились в крупный торговый центр, чтобы разобраться, как магазины вводят потребителей в заблуждение в предпраздничные дни.
Спрос повышается, в первую очередь, на продукты питания. С них и начнём. На входе в супермаркет нас встречает внушительная гора коробок с банками консервированного горошка (непременного ингредиента главного новогоднего салата – оливье).
«Когда вы берёте товар не с полок, а в центре зала, надо быть особенно внимательным к дате изготовления и сроку годности, – рассказывает Лейла Сароян, руководитель организации. – Покупателям часто кажется, что товар из коробок – свежий, только что привезённый. А на самом деле он до этого мог лежать на складе очень долго».
В период ажиотажного спроса хорошо работает любимый «фокус» продавцов: ставить на видное место товар, срок годности которого подходит к концу, а свежее убирать подальше. Нарушения в этом нет, но приятного мало.
Способов ввести покупателя в заблуждение несколько, пользуются ими круглый год. Но в праздники у покупателей снижается бдительность, они спешат, поэтому риск «попасться на удочку» выше. Можно столкнуться с подменой ценников (стоимость товара на кассе оказывается выше). Или липовыми рекламными акциями, призывающими купить товар по новой цене. Вполне возможно, что по старой (высокой) цене его никогда не продавали, и надпись на плакате нужна только чтобы подтолкнуть к покупке.
Сколько тебе, конфета?
Продолжаем обследовать магазин. Несколько стеллажей занимают «сладкие подарки» – наборы конфет в красивой упаковке. Общественники с удивлением перебирают коробки: все они правильно промаркированы. Есть и дата изготовления, и состав, вплоть до количества конфет каждого вида. Ещё в прошлом году такое единодушное соблюдение закона встречалось редко.
При выборе набора сладостей особое внимание – дате производства. Бывает, что указана лишь дата упаковки и ни слова о том, когда конфеты изготовили. В такой набор можно запросто вложить просроченный товар, а потребитель об этом даже не узнает, пока не откроет покупку.
Ещё один традиционно новогодний товар – фейерверки. У них тоже есть сроки годности, зачастую довольно длительные (5-10 лет). Однако годными они будут только в том случае, если всё это время пиротехнику правильно хранили. Если хотите дополнительную гарантию безопасности, старайтесь выбирать бенгальские огни, фейерверки и хлопушки, изготовленные недавно.
Наконец мы добираемся до полки с царицей новогоднего стола – красной икрой. В отношении икры махинации от магазина – редкость, однако есть повод вчитаться в состав. Опасный ингредиент – Е-239 (уротропин). Раньше его использовали для обработки икры. Не берите такой товар, попросите сотрудников магазина убрать его из продажи. Если не найдёте понимания – обращайтесь в Роспотребнадзор. По словам Лейлы Сароян, химикат несколько лет назад запретили использовать в пищевом производстве. Однако в прошлом году икра с уротропином во время предновогодних рейдов встречалась.
Не спешите
Предновогодние уловки встречаются, в основном, в супермаркетах. Но ажиотажный спрос возникает также в магазинах техники и электроники.
«Не забирайте купленный товар со склада в запечатанной упаковке, – говорит Лейла Сароян. – Обязательно открывайте, проверяйте комплектацию и работоспособность. К примеру, вы купили телевизор за несколько десятков тысяч рублей, принесли его домой и обнаружили, что экран расколот пополам. Теперь вы, а не магазин, должны доказать, что вам продали испорченный телевизор, а это очень трудно».
Усыпить бдительность покупателя магазины могут акциями, призывающими в случае, если товар не понравится, вернуть деньги или обменять его в течение 14 дней на другой. Специалисты по защите прав потребителей предупреждают: по закону сложные технические товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат. Согласится ли магазин выполнить условия, заявленные в акции? Как знать.
Среди товаров, не подлежащих обмену и возврату, есть и предметы одежды, например, бельё. Общественники советуют не жалеть времени на примерку, осматривать товары перед покупкой – нет ли дефектов.
В этом, пожалуй, и заключается главное правило предпраздничных покупок – не торопиться, читать состав, проверять срок годности, осматривать товар критично. Неудачные покупки – потеря времени и денег, а главное – праздничного настроения.