Празднование Дня торговли в этом году не вызвало веселья у продавцов веселящих напитков. Как мы уже сообщали, в крае резко ужесточились правила продажи спиртного: теперь его нельзя реализовывать вблизи школ, а также в культурных учреждениях и местах отдыха.
Нарушения - у всех!
Впрочем, для многих коммерсантов праздник в радость: в обществе потребления супермаркетов в разы больше, чем заводов и мастерских. По данным комитета края по торговле и лицензированию, сегодня это второй по налоговым поступлениям сектор экономики на Ставрополье, в котором занято более 200 тысяч человек.
Как отмечают эксперты, местный покупатель весьма избирателен.
Неудивительно: наш край по обеспеченности торговыми площадями на душу населения – лидер в стране! Вот почему земляки уже хотят не просто изобилия – они требуют качественных товаров по приемлемым ценам и достойного сервиса. А что получают взамен?
- У нас в крае 215 магазинов ЗАО «Тандер» («Магнит»), 41 – сети «Тройка», 15 работают под вывеской «Вершина», и практически во всех те или иные нарушения санитарных норм, - рассказывает Галина Миронычева, зампредседателя комитета края по торговле и лицензированию. – Есть вопросы и к некоторым рынкам. С недавнего времени запрещена торговля с машин на базарах, кроме сельскохозяйственных, однако это требование соблюдают далеко не все.
По словам Миронычевой, с 2013-го всех переведут в «крытки»: палаток и машин на рынках не останется вообще. Что ж, крытые «цивилизованные» комплексы – это, конечно, хорошо. Но бабушки с «домашней» картошкой и пучками редиски по старинке предпочитают торговать на улице, ведь рыночные места денег стоят, и порой немалых.
В прошлом году я была неприятно удивлена дороговизной на светлоградском рынке. Оказалось, что местный виноград стоил как импортный потому, что на базаре аренда места обходилась дороже, чем в краевой столице!
Стоит ли удивляться тому, что базары «оккупировали» смуглые перекупщики?
Правда, в Ставрополе есть рынок, куда пенсионеры допущены бесплатно. Вот там-то и можно купить экологически чистые дары садов и огородов. Однако в последнее время наметилась тенденция – выдавать нахимиченный импорт за местную продукцию. Увы, никаких способов проверки овощей и фруктов в этом случае нет. Когда-то существовала практика: на сельхозрынках вывешивали таблички с названиями районов, из которых привезены продукты. Сейчас же – полный хаос…
- Проблема в том, что далеко не у всех дачников есть силы и возможности самостоятельно торговать своей продукцией, - говорит предприниматель Татьяна Черникова. – Проще за копейки отдать урожай перекупщикам. А ведь раньше по подсобным хозяйствам разъезжали скупщики от государства. Может, вернуться к этому опыту?
Где свое?
Зачастую недоволен ставропольский покупатель и тем, что ему приходится выбирать между краснодарской и ростовской снедью. А где прекрасное кочубеевское подсолнечное масло, которое экспортируется в другие регионы, но отсутствует на «родных» прилавках? Где крупы? Почему замечательная «молочка» в полном ассортименте - только в фирменных магазинах, а в супермаркетах ее подчас не купить?
- Мы всеми этими вопросами занимаемся, стараемся лоббировать интересы местных производителей, для чего и создали краевой комитет по торговле, - разъясняет Галина Миронычева. – Для этих же целей проводим и акцию «Покупай ставропольское!» В чем-то подвижки появились. После нашего вмешательства в сетевых магазинах доля хлеба от ставропольских заводов выросла до 99%, молока – 90%, минеральной воды – 40%. Конечно, это не предел, мы продолжаем работать над вопросом.
Но нас не меньше заботит и другая проблема - качество товаров, особенно пищевых. Теперь ведь торговые точки по закону можно проверять всего раз в три года. Да и то, о своих визитах соответствующие органы предупреждают заранее. Поэтому гораздо больше стало жалоб и нареканий…