Примерное время чтения: 6 минут
133

Как уберечь детей от аварий на дорогах?

АиФ-СК №21 23/05/2012
Фото: АИФ

 Когда в последний раз вы видели на автобусе табличку «Осторожно, дети!»?  Многие вспомнят свои детские годы, когда без такого предостережения  автобусы с мальчишками и девчонками на маршрут не выходили. И дело не только в табличке, безопасность связана с целым рядом факторов. Важнейший – человеческий, убеждён начальник Межрегионального территориального управления  по СКФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Асланбек Ахохов. О том, как сделать перевозку наших детей безопаснее, он рассказал «АиФ-СК».

Кого сажать за руль?

- В своё время  СМИ  рукоплескали программам, по которым школы получали автобусы. Сегодня выясняется, что частенько эти автобусы ездят без техосмотра, а за водителями числятся разного рода нарушения ПДД. Да и за сами перевозки в школах по сути никто не отвечает. Горький результат – трагедия, в которой погибли руководитель и её воспитанницы из ансамбля танца «Арабеск» из Тырныауза…
- Трагедия страшная и, что самое печальное, не случилось бы повторений. Проблема школьных автобусов - комплексная. За последние годы их количество на балансе учебных заведений достигло по России 21 тысячи, в том числе находящихся непосредственно на эксплуатации в школах – 14 тысяч. Да, по целому ряду программ в школы передавались автобусы –  благое дело. Но при пристальном рассмотрении это - опасный подарок. Государство и сами субъекты перевозками детей обеспокоены, им уделяется много внимания, но приписанный к школе автобус – всё равно, что граната в руках ребёнка. И вот почему – транспортное средство нужно заправлять, нанимать водителя, проводить его предрейсовый техосмотр, обеспечивать техобслуживание, осуществлять контроль техсостояния автобуса. А это – затраты. И немалые. Поэтому сейчас говорить о какой-то определяющей вине директоров школ не приходится.
Передавая в школы автобусы, необходимо  подкреплять этот процесс материально–технической составляющей. На деле же как происходит – там родителей попросили заправить, здесь попросили подремонтировать. И водителя высокопрофессионального на более чем скромную зарплату найти непросто. К тому же на подготовку и повышение профмастерства водительского состава тоже нужны средства, разницы ведь нет – один автобус или 100 – требования одни.  Получается, школа не в очень удобном положении – детей надо возить, а как? При выполнении двух составляющих: компенсации затрат на содержание автобуса и самое главное – за рулём должен быть профессиональный водитель, соответствующий целому ряду требований. Во всём мире школьный автобус доверяют самым лучшим представителям профессии – он не только крутит баранку по высшему классу, он коммуникабелен, внимателен, любит детей. Отдельный разговор о медицинском обследовании. Речь идёт не только о том, чтоб в трубочку дунуть на алкоголь, его наличие  в принципе недопустимо, речь об общем состоянии здоровья – давление, хронические заболевания. На автотранспортных предприятиях этот контроль осуществляется, как и предрейсовый техосмотр. Для него нужен определённый инструментарий и специалисты-автомеханики. В школе таковых нет. 
- Каким может быть выход из ситуации?
- Назначить в каждой школе ответственного за обеспечение  безопасности дорожного движения, провести его обучение по соответствующей программе, что мы и делаем,  качество перевозок это улучшает, безусловно. Мы на протяжении  ряда лет повторяем, что школы не готовы принять на содержание автобусы, поскольку это связано с отсутствием технической базы. Всё зависит от изобретательности директора. Стоило бы  закреплять автобусы за  автопредприятиями, какие есть в каждом районе, либо создавать отдельные муниципальные подразделения.
Закреплен автобус  за школой, но находится в таком специальном подразделении и выделяется по заказу. Директор или завуч подняли трубку «Завтра везём детей на экскурсию». Автобус готовят и подают – осмотренный проверенный. Это потребует, безусловно, определённых затрат, но зато снизит риск. Единый сценарий для всех субъектов не сгодится, разные расстояния, условия. Но выработать определённые требования стоило бы. С учётом и возможности самоконтроля водителя, когда школа слишком далеко от транспортного предприятия и автобус остаётся в учебном заведении.

Даешь единый «проездной»!

- Как быть с пресловутым человеческим фактором?
- Самое важное - прописать конкретные параметры, связанные с профессиональной пригодностью и оплатой труда школьного шофёра. Набирать водителей в соответствии со строгими требованиями, закреплёнными в нормативно-правовых документах. И создать  специализированные транспортные подразделения и в них обучать водителей. Если выполнить ряд условий, можно говорить о создании системы, которая сама будет работать на обеспечение безопасности перевозок.
Здесь стоит обратить пристальное внимание на их лицензирование. Заметьте, госрегулирование осуществляется только в сфере коммерческих перевозок. Но почему городской автобус, перевозящий людей за плату, лицензируется, а перевозящий детей – нет? Первый подвергается строгому контролю, а второй? По меньшей мере, странно. Это не тот случай, когда рынок всё отрегулирует. Речь идёт о безопасности. Любые перевозки людей, будь то ведомственные или школьные, должны жёстко контролироваться по единой системе. Но думать об этом начинают после того, как разобьётся самолёт, затонет паром или перевернётся автобус. Появляются дельные, по существу, предложения, но постепенно накал страстей спадает, обсуждение идёт на убыль, проекты законов, нормативных актов оседают в недрах ведомств. После внесения разного рода поправок в них уже трудно узнать первоначальные предложения специалистов-транспортников. 
- Что делать со школьными автобусами сегодня, в краткосрочной перспективе?
- Забрать у школ и передать на «постой» и обслуживание транспортным предприятиям. Как это будет решаться, с каким сопровождающим финансированием, нужно рассматривать в каждом конкретном случае. И заняться подготовкой водителей для школьных автобусов, существенно поднять планку требований к этой категории. Может быть, и такой выход – открытие специальных счетов, средства с которых школа может потратить только на перевозку детей. И школам будет удобнее, и прозрачно – всегда можно проверить, какое предприятие и как часто занимается доставкой учеников.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах