Куда планируют направлять деньги нарушителей ПДД?
Госдума России готовит поправки к Бюджетному кодексу РФ, в соответствии с которыми региональные дорожные фонды получат дополнительный источник финансирования за счет штрафов, поступающих от нарушителей правил дорожного движения. Не все субъекты РФ в восторге от этой идеи.
О плюсах и минусах новации комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России согласно данным рейтинга авторитетного портала Право. ру.
«Соответствующий законопроект – о поправках в Бюджетный кодекс РФ – был предложен Минтрансом и принят Госдумой России в первом чтении в апреле прошлого года, – говорит Роман Савичев. – Профильный комитет по бюджету и налогам рекомендует принять его во втором чтении. И, я думаю, мы получим новый нормативный акт в июне нынешнего года. Тем более что Президент РФ Владимир Путин в недавнем Послании Федеральному Собранию сделал акцент на том, что на строительство и обустройство дорог планируется направить около 11 триллионов рублей в течение шести лет. Это очень большие деньги, и в условиях нестабильности нашей экономики рассчитывать на них региональным дорожным фондам – все равно что делить шкуру неубитого медведя. По данным Минтранса, в прошлом году объем этих фондов (без Москвы и Санкт-Петербурга) составил лишь 601 миллиард. К слову, Ставрополье на фоне многих регионов выглядит очень хорошо: его дорожный фонд в прошлом году составлял 7,2 млрд (для сравнения: Севастополь – 408 млн), а в нынешнем году запланировано около 9 миллиардов.
Напомню, что сегодня региональные дорожные фонды формируются за счет денег, поступающих от акцизов на топливо и масло, транспортного налога и трансфертов из федерального бюджета. В эту же «копилку» в соответствии с законопроектом планируется направить штрафы за нарушение ПДД. Казалось бы, плюс – он и в Африке плюс: больше построим и отремонтируем дорог. Однако это благо для богатых регионов.
Дело в том, что сегодня «штрафные» деньги и так идут в бюджеты регионов, однако тратятся на усмотрение местных властей на цели, подчас вообще не связанные с дорогами. Например, на строительство или ремонт больниц, детсадов, домов культуры и т. д. Законопроект предлагает, как говорят специалисты, «окрасить» эти деньги, чтобы они целевым образом поступали лишь на дороги. Что, понятно, не вызвало энтузиазма у ряда регионов. Например, законодательный орган Карачаево-Черкесии прислал отрицательный отзыв, мотивируя его тем, что передача штрафов за ПДД в дорожный фонд приведет к уменьшению средств, направленных на социальную сферу. Логика здесь есть: многие бедные регионы привыкли в значительной степени жить на трансферты центра (в т. ч. на дороги) – это легче, нежели зарабатывать самим или тратить заработанное строго по целевому назначению.