Главное – выносливость
«Спектакли, которые ставятся только для коммерческих сборов, мне неинтересны», – утверждает режиссер и руководитель театра Елена Айрапетова и берётся за самые сложные постановки: русскую и зарубежную классику, психологические драмы, где и актёру, и зрителю надо думать. Актеры – в основном студенты и работники технического вуза.
Елена Айрапетова по первой специальности филолог, по второй – режиссёр драмы. Литературный багаж, безусловно, велик. Но трудностей хватает. «Мы стольких актёров на роль Джона перепробовали, ужас, пока наконец не нашли подходящего, вспоминает она про постановку пьесы Теннесси Уильямса «Лето и дым». – Кто-то не тянул, кто-то не успевал на репетиции». Без регулярных занятий и репетиций никак. И поэтому главное требование к народным актёрам даже не талант, а выносливость. Не всякий дойдёт до конца, поэтому на главные роли стараются готовить дублёров.
Подходящее слово
На заочное отделение Щукинского театрального училища Елена Айрапетова поступила в 1978 году, а в качестве постановочной площадки выбрала горно-металлургический институт, который всегда славился своей любовью к прогрессивным экспериментам. Дипломный спектакль поставили именно там, и театр «прижился». «Тогда ещё у коллектива не было названия, – рассказывает Елена Айрапетова. – Мы искали красивый шрифт, чтобы написать афишу. Просматривали журналы, на глаза попалось слово «вариант», очень уж здорово написано было. Вот и название, решили мы».
Попали в самую точку. «Вариант» – свобода, широта взглядов, разные точки зрения. Твори, выдумывай, пробуй. С тех пор и креативят.
В «Вариант» берут всех. Отсев происходит естественным путем. При остром дефиците средств руководитель ухищряется даже нанимать педагогов по актёрскому мастерству, сценической речи. Кто хочет, тот учится и растёт. Не приживаются люди с большим самомнением, кто сразу мнит себя звездой и видит свою персону только в главных ролях. «Те же, кто действительно талантлив, наоборот, не отказываются играть и «кушать подано», – рассказывает режиссёр.
Айрапетова убеждена: спектакль должен быть «живым». Тогда и недостатки не будут заметны. Впрочем, над качеством усердно работают. Слово «самодеятельность» не любит, предпочитает «народный театр-студия».