Примерное время чтения: 5 минут
689

Кто защитит город-сказку Маджары?

АиФ-СК №37 12/09/2012
Фото: АИФ

 Солнце пекло нещад­но, степь, раскинувшаяся окрест, убегала за гори­зонт. Казаки, спешив­шись, устроили привал. Миша Некрасов в который раз огляделся и взялся за карандаш.

Ему, «живописных дел уче­нику» с «бумагой подмасте­рья» от Российской академии художеств, суждено войти в Большую историю. Он пер­вым рисует эти развалины, что прежде были процветаю­щим центром Золотой Орды.

Светлое средневековье

Город-сказка, именно та­ким всегда виделись мне Маджары (город, находив­шийся на месте современного Буденновска). Средневеко­вье, которое здесь, на Север­ном Кавказе, было эпохой насыщенной и яркой, не в пример нашим устоявшимся представлениям о европейс­ком «темном».

Процветающие Маджары или Маджар, где сходились десятки дорог. Караванные пути, торговые и паломни­ческие маршруты – шумный базар, ремесленники, воо­ружённые всадники, дети с глиняными игрушками, ва­льяжная свита хана… Сол­нечные Маджары начали отсчёт своего заката с 1395 года, когда золотоордынский Тохтамыш бежал с поля боя, в пух и прах разбитый Тамер­ланом, прежде покровительс­твовавшим ему. Полководец Тимур, «великий хромец», был набожен и безжалостен к врагам. Перед битвой в его войске молились Аллаху, он прошёлся по Кавказу огнём и мечом, уничтожая мест­ные народы. Но тогда ислам не прижился - язычество и христианство стояли крепко. В Маджарах же мирно сосу­ществовали разные религии, здесь строили, говорят, мече­ти и храмы, и спустя 7 веков находят свидетельства былого могущества Золотой Орды и города-государства, каковым называют Маджары отде­льные исследователи. Золото­ордынские монеты и монеты собственные, отчеканенные в самих Маджарах, предметы религиозного культа, такие, как фигурки языческих богов айгонов.

- Не хочу называть стои­мость этих вещей, поскольку для историков и археологов они представляют высо­чайшую научную ценность, чёрные же копатели грабят федеральный памятник на протяжении многих лет, бах­валятся в Интернете своими находками, торгуют ими, а власти, призванные охра­нять памятник археологии, молчат, - говорит директор музея села Прасковея Юрий Обухов.

Он – преданный фанатик Маджар, пытающийся проти­востоять хищническим грабе­жам. Но уголовные дела так и не возбуждаются, слёты чёр­ных копателей продолжают­ся, форумы в Интернете, где продают и меняют предметы, украденные в Маджарах чёр­ными копателями, на плаву. Состояние Маджар плачевно, уникальное городище скоро превратится в федеральную помойку, копаную-переко­панную грабителями.

Привлечь внимание к си­туации с Маджарами учёные и музейщики решили общими усилиями – сегодня в Будён­новске, Пятигорске и селе Прасковея идёт подготовка к масштабной конференции. «Первый межрегиональный Маджарский археологичес­кий форум с международ­ным участием, посвящённый 270-летию начала научного изучения крупнейшего архео­логического памятника сред­невековья на Северном Кав­казе «Городище Маджары» - название долгое, но всё по теме. Давно пора бить в ко­локола, будить государство, не пекущееся о собственной истории. Обратите внимание – когда речь заходит об уни­кальных достопримечатель­ностях Ставрополья, в числе первых называют Маджары, а вот защитить его от уничто­жения не спешат ни краевые, ни федеральные власти.

След хромой ноги

После разграбления вой­сками Тимура-Тамерлана в конце ХIV века Маджары ещё пытались встать на путь воз­рождения, но, увы, это был уже не тот мощный центр Золотоордынского ханства. Здесь худо-бедно продолжали торговать, без прежнего раз­маха, позже селились беглый люд, казаки. Поход Тимура на Северный Кавказ надо­лго сбросил местные народы с пути развития, оставив свой чёрный след.

В поле зрения российских властей Маджары попали ещё во времена Петра I. А в 1742 году выдающийся российский историк Василий Татищев, назначенный годом ранее на пост Астраханского губер­натора, выписал из Санкт-Петербурга художника, дабы тот запечатлел великолепные развалины – для подробного изучения. Вместе с Михаилом Некрасовым в экспедицию был отправлен Андрей Голо­хвастов, которому предстоя­ло сделать чертёжные планы Маджар, да отряд казаков для охраны. Голохвастов из Мад­жар сбежал, то ли привиде­ний испугался, то ли лихих людей.

Спустя два с лишним ве­ка автор книги «Страницы истории Прикумья с древ­нейших времен» Рубен Ад­жимамедов обнаружил в библиотеке РАН рисунок Миши Некрасова. Чертежей же Голохвастова найти не удалось.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах