Примерное время чтения: 4 минуты
91

Особенности кавказской страховки. Почему лихачам не страшен коридор ОСАГО?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-СК 21/09/2022
В округе немало водителей, которые предпочитают ездить без страховки.
В округе немало водителей, которые предпочитают ездить без страховки. / Мария Зверева / АиФ

С 13 сентября Центробанк расширил коридор основной ставки ОСАГО на 26% вверх и вниз. Для дисциплинированных водителей полисы могут подешеветь, а для лихачей - сильно подорожать. На Северном Кавказе таких немало, но они зачастую ездят без страховки или же с «липой».  Почему возник такой беспорядок в сфере автострахования, разбирался stav.aif.ru. 

Круче горы, выше ставки?

Житель Карачаево-Черкесии  Умар Бостанов с 10-летним стажем вождения правила дорожного движения соблюдает неукоснительно. В аварию за всё это время попал всего лишь однажды, но был пострадавшим. Надеется, что изменение базового тарифа ОСАГО будет на руку ему и другим дисциплинированным водителям. 

«То, что расширяют коридор ставки в обе стороны, хорошо. Но для некоторых регионов Северного Кавказа тарифы традиционно остаются высокими из года в год. Я ещё не встречал у нас полисы по цене меньше 5-6 тыс. рублей. И это притом, что почти нет аварий, приличный стаж, да и машина ещё не старая. Действующую страховку купил за 5,5 тыс. рублей», - говорит водитель. 

По словам Бостанова, при его стаже и наличии всего одного ДТП с 2022 года страховка для него стала дороже сразу на 20%. В то же время после отмены обязательного техосмотра затраты водителя уменьшились в среднем на 1 тыс. рублей. 

«Несмотря на наличие разнообразных сервисов, чаще всего автомобилисты довольствуются той страховой, которую подобрали специалисты, занимающиеся этим профессионально. За 7-8 лет не помню, чтобы дважды или трижды оформлял страховку в одной и той же компании», - рассказал Умар Бостанов. 

Вдобавок, по его наблюдениям, так называемый коэффициент бонус-малус (КБМ), или скидка за безаварийную езду, работает не всегда. В результате у двух водителей, стаж которых разнится в несколько лет, этот показатель может быть на одном уровне. 

В одной из страховых компаний Грозного рассказали, что в месяц продают около 300 полисов ОСАГО. Большинство клиентов предпочитают оформлять электронный вариант.

«После нововведений цена полисов, конечно, поднялась. В среднем они подорожали на 1,5-2 тыс. Если до 13 сентября они стоили чуть больше 5 тыс. рублей, то теперь обойдутся автовладельцам в 7 тыс. рублей. Эта цена не максимальная», - пояснили в организации. 

Полисы штампуют клоны

Ставропольский автоюрист Руслан Михайлов считает, что нововведение Центробанка - экономическая мера, призванная уменьшить потери страховых компаний. А расширение коридора вниз, по мнению эксперта, на деле не всегда даёт водителям возможность оформить полис ОСАГО по максимально выгодной стоимости. 

«Я думаю, что для водителей с безаварийным стажем ничего существенно не поменяется, потому что коридор вниз работает с перебоями. Попадая в ДТП не по своей вине, такие автовладельцы потом обнаруживают, что из-за сбоя на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) становятся инициаторами аварии. В итоге автоистория портится, а скидка пропадает», - пояснил Михайлов. 

На практике он не раз сталкивался с тем, что на Северном Кавказе многие водители ездят с поддельными полисами. Приобретают их у мошенников на многочисленных сайтах-клонах официальных страховых компаний в несколько раз дешевле - максимум за 2 тыс. рублей. Некоторые покупают липовую страховку осознанно, другие - по незнанию. 

«И без того нерадужная ситуация с оформлением полисов в округе после их подорожания поможет мошенникам получить новых клиентов. Как правило, в регистрационном отделе ГИБДД подлинность страховки не проверяют, достаточно её наличия. А сайты, торгующие подделками, никто целенаправленно не выявляет», - утверждает юрист.


Между тем

Немало жителей округа, по данным РСА с первого июля 2021 по 30 июня 2022 года, предпочитали и вовсе не покупать полисы. Доля оформленных по ОСАГО транспортных средств в пяти республиках не превышает и 50%. Наиболее дисциплинированные водители живут на Ставрополье. Там застраховано 74% автомобилей, но и без нарушений тоже не обходится. 

«За восемь месяцев этого года составлено около 7 тыс. административных материалов за отсутствие у водителей страхового полиса, - рассказали в управлении ГИБДД по Ставрополью. - За этот же период 2021 года автоинспекторы задокументировали 8,5 тыс. таких нарушений. По статистике в 25-30% произошедших аварий у одного из участников нет страховки». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах