Примерное время чтения: 4 минуты
107

Горы зовут влюбленных

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. "АиФ на Мурмане" 29/09/2010

Больше всего хотелось пить. Ни ручейка, ни лужицы... Вода здесь - удовольствие не столько дорогое, сколько недоступное. "Сухой" Арарат, как каждая из вершин, по-своему коварная, опасная и трудная гора. И все же она приняла северокавказских альпинистов. Впервые. Правда, спускались с высоты почти на ощупь - исчезла видимость...

Саша Гребенюк в свои шестнадцать и не предполагал, что делом всей его жизни станут горы. А тогда просто хотелось быть не как все, проверить себя - а смогу ли? И наставники были знающие, достойные: Василий Нешев, Сергей Чуенко и Ян Дамианиди. "Они не просто готовили нас, они делились горами, они передавали их нам вместе со своей любовью и восхищением", - говорит Александр Викторович. Он сам давно уже тренер, создал и много лет руководит клубом альпинистов в Пятигорске. И каждый раз, как в первый, идет в горы. Которые зовут своих - преданных и влюбленных. Горы забирали у него друзей. Больно... "Сколько раз мы вышли из дома, столько должны вернуться", - повторяет Гребенюк. - Это - закон. Излишний напор и бахвальство в горах никому не нужны, опасны. И отступить перед вершиной - не проявление слабости".

Французский подъем

"Когда собрались на Арарат, гору литературы перелопатили - история, география, климатология, - рассказывает Гребенюк, - в свое время армия Российской империи и армянские добровольцы отбили эту территорию у персов. Слышали про Баязет - город русской воинской доблести? А ныне это территория Турции".

Причем попасть туда непросто. Если в другие районы страны проезд для иностранцев по упрощенной схеме, в район Арарата - прошение за два месяца подается и оплачивать нужно. Условия между тем - весьма жесткие: ограничений немало, территория приграничная. Времени на акклиматизацию нет. Но наши совершили восхождение на Арарат, преодолев все трудности. На Монблане было совсем по-другому - доброжелательные французы приняли группу из СКФО тепло. Здесь наши земляки были второй раз - первое восхождение совершили в 2005-м, второе - спустя 5 лет, через все четыре вершины. По-французски - 4Х4.

Монблан, Эльбрус, Арарат - это далеко не полный перечень тех вершин, что приняли Александра Гребенюка и его команду. У каждого - разряды по альпинизму и скалолазанию, знают по два иностранных языка, маршрут очередного восхождения прорабатывают на месте - задолго до самого похода. Его ребята - "все из первой тройки" - так он сам говорит. Лидеры настоящие, умеющие работать в команде и вести за собой.

"Кухня" погоды

На Монблане она формируется близостью теплой Атлантики, на родном Эльбрусе - высотой, в первую очередь. "Бывает, в час ночи начинаем восхождение при безоблачном небе, а часа через 4 - метель, - описывает коварство "земляка" Гребенюк. - Монблан-то поменьше будет (4810 метров), многие альпинисты после Эльбруса "расслабляются" на такой высоте, а гора преподносит такой глубокий снежный покров, преодоление которого забирает немало сил". "Кухня" погоды бывает так "крепко" заварена, что только диву даешься. Тем не менее альпинисты удивляться природным капризам в горах не приучены. Арарат, Монблан, Казбек, Эльбрус, Фудзияма, Килиманджаро - эти высоты входят в проект пятигорского клуба альпинистов "Величайшие вершины мира". На некоторые из них восхождения уже совершены. Может, перед каждым Александр просит о чем-то свои любимые горы? "Нет у меня заклинаний, - улыбается в усы Гребенюк. - Главное, не лезть на рожон. И думать".

Под влиянием Эльбруса

А началось все с фотографии в учебнике природоведения для 4 класса. Мальчишка рассматривал ее и восхищался - надо же, самая высокая точка европейского континента в хорошую погоду видна из его окна! Эльбрус стал путеводной высотой его жизни. Каждое утро он с восхищением взирал на гору, в ясные дни двуглавого исполина было видно особенно хорошо. На эту знаковую для себя вершину Александр поднимался не раз, отвел туда не один десяток увлеченных открывателей горного великолепия. А после первого восхождения почувствовал не усталость - комфорт. Трудно было, но ощущение того, что он в своей стихии, оказалось сильнее. Горы возвращали его к жизни, после травм и нескольких микро-инфарктов, перенесенных на ногах, он долго лечился, и все это время ему снились белые горы. Узнаваемые и новые вершины. Которые по-прежнему зовут. Влюбленных и преданных.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах