На прошлой неделе глава Чечни Рамзан Кадыров выступил с неожиданным предложением: переименовать должности руководителей субъектов Российской Федерации, перестав называть их президентами. По его словам, в едином государстве должен быть только один президент.
В едином порыве...
Парламент Чеченской Республики в срочном порядке обсудил и поддержал инициативу республиканского лидера. Варианты нового названия его статуса местные депутаты пообещали рассмотреть в сентябре. Председатель Парламента ЧР Дукуваха Абдурахманов назвал это правильным шагом, цементирующим власть в РФ. По его словам, уважение к главе республики зависит не от названия должности - настоящим лидером, воспринимаемым обществом, становится тот, кто делает все для развития своего региона.
Инициатива чеченского президента сразу же нашла поддержку у Таймураза Мамсурова, главы Северной Осетии, который отказался от звучного названия своей должности еще пять лет назад. О своем желании и готовности к изменениям один за другим стали говорить и другие президенты северокавказских республик.
Доводы сторонников изменения названия главного должностного лица в республиках выглядят убедительно. Тут и соответствие нормам российской Конституции, и устранение юридических коллизий, и тот аргумент, что смена вывески никак не может отразиться на полномочиях власти. Однако настораживает характер подачи этой идеи, которая давно обсуждалась в среде "единороссов", и всемерная волна ее поддержки.
Формальная федерация
- Инициатива Кадырова не спонтанна, - считает Алексей Малашенко, эксперт московского центра Карнеги. - Она вполне соответствует политике Кремля по выстраиванию вертикали власти, дальнейшему сужению сферы федерализма. Переломным моментом можно считать отмену выборов губернаторов, а сегодня мы наблюдаем за достраиванием конструкции. То, что это произошло именно сейчас, неслучайно: после ухода таких политических тяжеловесов, как президент Татарстана Минтимер Шаймиев и президент Башкортостана Муртаза Рахимов, сделать это можно безболезненно с практически единодушной поддержкой всех региональных лидеров.
На взгляд эксперта, такое переименование можно рассматривать как некую формальность, но за этим стоит нечто большее. В первую очередь, постепенное уравнивание в правах всех субъектов Федерации и завершение превращения России в унитарное государство. Есть и еще один аспект. Когда у власти в регионе стоит президент, он чисто психологически по-другому себя чувствует. Скажем, у губернаторов все-таки мера ответственности несколько меньше, чем у президентов. И, что самое интересное, в результате смены названий не исключено появление совершенно новых "титулов" для региональных лидеров, которые смогут подчеркнуть специфичный характер автономии некоторых субъектов. Прежде всего это касается Чечни.
Союз писателей Чечни призвал ООН прекратить нападки на регион из-за геев
Сечин готов потянуть за собой ставропольское «ЕдРо»