Первую с момента создания главка Генпрокуратуры в СКФО встречу с журналистами начальник управления Артем Мельников (на фото) посвятил борьбе с коррупцией.
Повод для бахвальства?
Взяточника взять - не поле перейти. Для начала нужна информация - кто, кому, когда и сколько. Исключает ее, по мнению Мельникова, круговая порука, источники коей в системной коррупции. Она, в свою очередь, порождение характерных для нашего округа клановых отношений, когда топ-менеджмент на крупных экономических объектах и даже в госструктурах складывается по национальному либо клановому, а то и принципу "кумовства".
Тем не менее результаты есть, отмечает начальник главка, действуют региональные законы о борьбе с коррупцией, целевые программы, межведомственные рабочие группы. Но берут "на лапу" все изощреннее. Не гнушаются ничем - что "недра" продать, что ремонт организовать. Не так давно министр охраны окружающей среды одного из субъектов СКФО был взят с поличным при получении взятки в 500 тыс. руб. за лицензию на осуществление деятельности по недропользованию. Руководитель же управления федерального казначейства одной из республик перечислил на счет юридического лица, якобы осуществившего комплекс ремработ, 19 млн руб. - "за побелку с покраской". Оба дела "свежие", весенние - хватило б доказательной базы довести до суда, если эти чиновники действительно виновны. И сажать взяточников так, чтоб неповадно было, лишая по закону возможности занимать должности в правоохранительных и властных структурах.
- Действенный механизм в отношении любого рода коррупционеров - статья 104 с конфискацией имущества, - говорит Артем Мельников. - Одно дело, когда мздоимца привлекают, другое - когда он лишается всего того, что незаконно получил.
Информации же здесь - море, отмечает прокурор: регион-то "кичливый", умение решать вопросы через взятки - повод для бахвальства. Главное - своевременно дело возбудить, квалифицированно провести расследование и передать дело в суд.
Факторы риска
Весомая "поддержка" для нечистых мыслями чинуш - нормативно-правовые акты органов госвласти и местного самоуправления, создающие предпосылки для коррупционных проявлений. Тщательная проверка такого рода документов - также задача прокуратуры.
- При принятии таких актов в них могут заложить коррупциогенные факторы, позволяющие чиновнику действовать не по закону, а так, как он посчитает нужным, - поясняет руководитель управления Генпрокуратуры в СКФО. - Выявлять и на корню пресекать подобные проявления в соответствующих документах необходимо как в уже принятых, так и находящихся на стадии проекта.
Этот "фактор коррупционного риска", закрепленный на бумаге, особо любим мздоимцами - вроде по регламенту действия, ан нет - за взятку будет нужный поворот решения. Обратите внимание - сотрудниками прокуратуры выявлено 345 нормативно-правовых актов и их проектов, содержащих 587(!) коррупциогенных факторов. Вот раздолье взяточникам - в случае принятия этих документов органами власти возможностей у чиновников действовать по своему усмотрению было бы почти на 6 сотен больше!
Наполнение региона федеральной властью, окружными силовыми структурами позволит, по мнению Мельникова, исключить попытки влияния на принятие законных решений, в первую очередь, в плане борьбы с коррупцией. На вопрос "АиФ-СК" прокурор ответил, что факторов давления при принятии решений на себе не ощущает.