Ставропольцы ищут правду в последней инстанции.
Первый ноябрьский день знаменателен тем, что эта дата считается днем создания Европейского суда по правам человека. Еще четыре года назад мы писали о том, что Россия преуспела в количестве жалоб, поданных в Страсбург, среди стран Евросоюза. А Ставрополье, в свою очередь, обошло по их количеству другие регионы. За это время жалоб от ставропольчан в эту инстанцию стало значительно больше.
Анализируя уже отосланные в Страсбург и находящиеся там на рассмотрении в течение нескольких лет документы от жителей нашего региона, корреспондент "АиФ-Северный Кавказ" провел свое небольшое расследование, на основании которого можно сделать соответствующие выводы. Итак: что же так "достало" наших земляков, раз они вынуждены искать правды в последней инстанции?
Как выясняется, большинство жалобщиков ссылаются на нарушения вполне определенных статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Лидируют статья 2, гарантирующая право на жизнь (из Ставрополя направлены как минимум три таких материала); статья 6, дающая право на справедливое судебное разбирательство беспристрастным судом на основании закона; статья 8 - право на частную неприкосновенность (подразумевается и жилищная неприкосновенность, и тайна семейной, личной жизни), статья 13, определяющая право на эффективное средство правовой защиты - судебной, органов власти и т.д., в частности, это жалобы на халатность должностных лиц, их бездействие, несоответствие занимаемым должностям). В последнее время участились жалобы в связи с нарушением статьи 1 первого протокола конвенции - о защите права собственности.
Миллион евро за неудобства
Обобщая эту информацию, можно определенно сказать, что ставропольчане бессильны перед беспределом чиновников, органов судебной и исполнительной власти, имеются также жалобы в адрес сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры. Из тех дел, о которых писал наш еженедельник и которые на слуху у жителей края, можно вспомнить следующие. В 2005 году мы рассказывали об Олеге Копнине, чей иск был принят на рассмотрение Страсбургом одним из первых среди ставропольцев в связи с непредоставлением ему в течение многих лет безопасного для проживания жилья (на тот момент он жил в аварийном доме, рискующем обвалиться из-за оползня). И хотя семья уже получила две отдельных квартиры, Олег теперь добивается возмещения ему материального и морального ущерба в размере...1 млн евро(!).
Брошенная Надежда
В начале этого года, в N4, мы рассказывали о Надежде Мурадовой, бывшей воспитаннице детского дома, так и не получившей по выходу из него собственной квартиры ("Единственный дом - казенный?"). С тремя маленькими детьми одинокая мама вынуждена постоянно скитаться по углам. Проблема в том, что когда-то кто-то из чиновников потерял все документы девушки (пресловутая халатность), и теперь уже по возрасту, (но не по своей же вине!) она "выпала" из детдомовской очереди. Брошенная на произвол судьбы и властей Надежда вынуждена искать правду в Европейском суде. Мы искренне желаем ей успеха, чтобы у детишек и их мамы, наконец, появилась своя крыша над головой. Этот пример является как нельзя более позорящим и Ставрополье, и Россию в целом. Ведь при удовлетворении жалоб россиян судом по правам человека накладываются штрафы на страну, выплачивать которые обязаны ответчики. Сейчас распределением квартир детдомовцам занимаются краевые власти и министерство образования.
Вопиющий случай произошел в Невинномысске, связанный с похищением человека и нежеланием досконально разобраться в этом деле милиции. Теперь будут разбираться в этом во Франции. Пока же окончательно дело выиграла в Страсбурге лишь ставропольчанка по имени Лидия (спор касался границ землевладения). Опираясь на решение Европейского суда, ставропольские приставы тоже закрыли дело в отношении женщины и сняли с нее все штрафные санкции.