"Практика применения законодательства РФ в области охраны культурного наследия" - это межрегиональное совещание состоялось на минувшей неделе в Кисловодске.
Проблемы сохранения памятников истории, архитектуры, культуры обсуждали представители госвласти Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, специалисты Росохранкультуры, члены Совета Федерации. На вопросы "АиФ-СК" ответил экс-президент РСО-Алании, сенатор Александр Дзасохов, возглавляющий комиссию СФ по культуре.
Открыть историю заново
- Александр Сергеевич, насколько действенны такие встречи чиновников от культуры, что обсуждается?
- Мы проводим их в разных городах страны - в Костроме, в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде. И везде они носят колорит того места, где проходят. Что касается встречи в Кисловодске, здесь также есть безусловная связь с особенностями этой части нашего государства. Заключается она в том, что мы стоим перед необходимостью открыть для нынешнего поколения историю Юга России, Северного Кавказа не с нуля, но тем не менее.
Первый вопрос - как законодательно, на уровне федерации и субъектов защитить исторические и культурные памятники. Защищать от попыток вторжения тех, кто видит судьбу памятника по-иному, вне его исторической и культурной ценности. Здесь, на Северном Кавказе, жили на протяжении веков разные народы, но связаны они одной судьбой. И нередко памятники истории, эпического слова делят между собой представители разных этносов. Важно толерантным языком объяснить взаимосвязь этих памятников с разными народами, значимость без ущемления кого-либо из них. Это вторая тема. И третье направление - церковь. Она, согласно законодательству, сегодня имеет право вернуть принадлежавшую ей до смены строя собственность. Но возвращение это должно происходить без сужения сферы доступности людей к этому памятнику. Другими словами - вернуть внутрь церкви, а двери оставить открытыми, дать возможность доступа, даже если изменится место нахождения этой собственности. В Карачаево-Черкесии, к примеру, есть много монастырей IV-VII вв. нашей эры. На данный момент церковь отношения к ним не имеет, но светским властям и священнослужителям, может, стоило бы проследить взаимосвязь истории раннего православия и современного Кавказа.
С помощью "мягкой силы"
- Сегодня стали много говорить о том, что развитию культуры в СКФО должно уделяться больше внимания, значит, и памятники ее будут более защищены?
- По своему опыту знаю, что если первое лицо субъекта Федерации занимается памятниками истории и культуры, все относительно благополучно, и есть такие прекрасные регионы. На этом и хочу сделать акцент: заботы о хлебе насущном - хорошо, но значимость жизни духовной, культурной принижать опасно. Есть такое европейское понятие soft power (мягкая силa) - без оружия, с помощью духовной культуры стараться отодвинуть опасность терроризма. Культура - тоже сила.
- Что можете сказать о состоянии памятников истории и культуры в СКФО?
- У меня есть беспокойные сведения, что не всегда археологические работы ведутся прозрачно, это относится ко всему Северному Кавказу. Тревожат своими действиями черные копатели. Другой вопрос, когда археологические находки недоступны вниманию, - народу это должно быть показано. Какими бы ни были находки - бронза ли, скифское ли золото. Это не дело камерной науки, уникальные находки хотят видеть очень многие. Речь и об открытости музеев. И памятники не должны быть сами по себе, их необходимо ввести в туристические кластеры, в социальную жизнь. Они должны работать на формирование общественного сознания, служить воспитанию молодого поколения. И здесь важно, как ведет себя власть - на всех уровнях, начиная с поселковых - она обязана знать свои памятники и учитывать их роль.
- Насколько я знаю, ситуация с некоторыми памятными местами во Владикавказе не особо радужная. В плачевном состоянии дом Евгения Вахтангова, величайшей личности в истории русского театра, а на доме, где жил Михаил Булгаков, даже нет мемориальной таблички, не говоря уже о музее писателя...
- Буду помогать своим землякам в том, чтобы вахтанговские места, симоновские места сохранялись. В театральном мире хорошо известно, что первые пьесы написаны Булгаковым во Владикавказе и поставлены на сцене Русского театра, в нем есть сегодня портреты и Булгакова, и Вахтангова. Память, безусловно, нужно сохранять. Сообщите читателям, что я готов принимать в этом участие.