Александра Кумова, заслуженного работника культуры РСО-Алания, музыканта-виртуоза, большого друга детей нескольких поколений, великолепного настройщика знают во Владикавказе многие.
Он долгие годы проработал в Республиканском дворце пионеров, создал уникальный вокально-инструментальный ансамбль "Маленький джигит", и с его помощью получили путевку в жизнь немало талантливых учеников.
Для пианино место нашлось
Сейчас Кумов на пенсии, с трудом передвигается на костылях. "Ножка подводит, не хочет ходить, врачи считают - остеохондроз, - Александр Михайлович говорит, как бы стесняясь своего неловкого положения. - А зимой я совсем не выхожу из дома, очень скользко. Даже, извините за подробности, в туалет (он находится в нескольких метрах от входной двери в общем дворе, где кроме Кумовых проживают еще семь семей). В баню тоже не могу, грею воду, вот так и купаюсь. Раньше здесь недалеко был железнодорожный санпропускник: парная, душ - все за 10 рублей, а сейчас сауна... ну куда ходить?"
Сидим в 17-метровой комнате, сплошь заставленной вещами. Помимо Александра Михайловича, здесь располагаются его вторая жена, Виктория Бахмацкая со своей 13-летней дочерью. Она - тоже музыкант, концертмейстер в Республиканском лицее искусств, поэтому понятно, что для пианино в этой тесноте место нашлось. Виктория пришла заниматься к Александру Михайловичу, когда ей было всего 10 лет. Талантливая от природы, девушка не раз становилась победителем в различных музыкальных конкурсах. "Очень сильная пианистка, лучше в городе ее нет", - говорит Кумов. А на мой вопрос о большой разнице в возрасте, улыбается и приводит в пример Владимира Шаинского и Рената Ибрагимова.
Маленькая кухонька, прихожая, ванна, и эта комната в старом секторе города - все квадратные метры ветерана войны. Здесь он прожил полвека, здесь родились и выросли его сыновья, после 30-летней тяжелой болезни три года назад умерла первая супруга Зинаида, работавшая ковровщицей на предприятии, а потом избранная в депутаты горсовета. Не получилось пристроить ванну, установить колонку для нагрева воды, как давно сделали все соседи, - долгие годы ухаживал за женой, и средства для этого требовались немалые. Теперь уж и здоровье не то, да и стройку начинать не под силу.
"Такой молодой, а ветеран"
Мать Саши Кумова работала токарем на заводе по изготовлению снарядов, а на отца пришла "ложная" похоронка. Потом он, к счастью, вернулся, вышла путаница с документами, но 12-летний подросток уже принял твердое решение: уйти на фронт. "Так я стал сыном полка, - улыбается Кумов, - и когда мне выдают проездной, как ветерану ВОВ, всегда переспрашивают: "Такой молодой, а ветеран?"
43-й казачий полк: Саша Кумов - горнист-сигналист с шашкой наперевес, и уже тогда родилась неодолимая любовь к музыке, к военным оркестрам. Потом авиационный, танковый, пехотный полки - побросала судьба мальчишку. После Великой Победы - школа музыкантских военных воспитанников в Ростове, Владикавказское музыкальное училище по классу баяна и, как первая и единственная любовь на всю жизнь, работа в "Маленьком джигите". Более тридцати лет.
"Играю на всех инструментах, - опять добродушная, чуть с лукавинкой кумовская улыбка. - Сейчас настраиваю гармошки и фортепьяно во Дворце пионеров, когда вызывают. Я ведь когда-то при фабрике музыкальных инструментов изготавливал национальные гармошки, и сам министр культуры Ужегов одобрил. Набрал команду мастеров, туда и мой старший сын Александр входил, тоже музыкант. Был такой случай: на всероссийском конкурсе его гармошка взяла первое место".
Александра Кумова-младшего уже нет в живых, а другой сын Михаил осел в Швейцарии, в Цюрихе.
ВИА "Маленький джигит" распался после ухода Кумова. Звучное словосочетание взял себе известный танцевальный коллектив. Но остались воспоминания, греющие душу.
"В 1974 году, когда "Джигит" только начинал, его заметили на ЦТ и пригласили на "Голубой огонек". Эдакий мальчиковый вариант грузинского "Мзиури". Моей солистке, тогда единственной девочке в коллективе, Нане всего 6 лет. Она трогательно исполняет песню о маме и идет меж столиков к диктору Анне Шиловой. Тогда только начиналось цветное ТВ. Пленка дорогая, купленная за границей. Ну вот, Нана идет, поет, а Шилова не может сдержать слез. Грим течет, пленка испорчена, режиссер в негодовании. Второй раз - то же самое. Только с третьего раза сняли".
...Александр Михайлович искренне удивляется: "Не знаю, что такое "горячая вода течет из крана", а люди чуть что сразу жалуются. Я пятьдесят лет здесь прожил, привык. Печку разжег, вскипятил". Он и его жена приходили на прием к главе города Сергею Дзантиеву, хотели его просить о разрешении на пристройку.
"Но сами видите, это целое дело... Мэр сказал, вставайте в очередь на квартиру как ветеран войны. Вот собрали предварительные документы, комиссия приходила... Не знаю, какое будет решение. Пока ходят, спрашивают... Надеемся, ведь Путин сказал, всех ветеранов обеспечить до 9-го Мая".