В редакцию "АиФ-СК" обратились жильцы дома по улице Московской во Владикавказе.
Люди пожаловались на ужасное состояние своих квартир. Переписка жильцов дома по ул. Московская, 27/1, ведется давно, с 2007 года. Люди дошли до приемной президента РФ, но толку нет... Но наглядный "предмет" переписки - серьезные трещины по стенам в квартирах второго и третьего этажа - никуда не спрячешь...
Головная боль для ТСЖ
Поднимаемся к Валентине Мацугиной. В подъезде зияет открытое отверстие, ведущее в подвал, исторгающее зловоние. Пожилая женщина послушно открывает входную дверь и указывает на щель с какой-то уже привычной безысходностью. Невольно отвисает челюсть: идет сквозной излом по диагонали всей стены. Задыхаясь, женщина еле рассказывает: "Раньше была маленькая ниточка, а теперь даже пол тянет вниз". Не надо быть профессионалом, чтобы увидеть: простой затиркой шва здесь не обойтись. Сколько ни мажь, стену как будто кто-то переломил. В смежной комнате тоже зловещие трещины.
Идем дальше. Дом восьмиподъездный, и около года назад жильцы выбрали себе систему управления ТСЖ, которое возглавляет Таймураз Бедоев. Раньше дом находился в "бездействии" ДУ-7, и все "головные боли" прошлых лет плавно перетекли в ведение собственников жилья. Любовь Торчук, жительница четвертого этажа того же подъезда, а также бухгалтер ТСЖ "Гранит", чуть прояснила ситуацию: "Трещины есть и в квартирах других подъездов (NN16, 17,37), которые расположены не над кафе. Может быть, не такие огромные, но есть". Любовь Васильевна вынуждена была сделать двойные потолки из-за постоянных трещин. Что касается Мацугиной, то председателю ТСЖ предложили поставить там укрепляющую сетку и облицевать. Дом аварийным не признан, хотя в смежной квартире на втором этаже даже пол "наклонился", не говоря уже о сквозной трещине в стене.
Много лет в подвалах стоит грязная вода, комары и крысы роятся стаями, но ДУ до этого дела не было. Дом в "первую волну" получил 3400 тысяч рублей из федерального фонда на ремонт и починил крышу. Еще есть заявка на 6 млн. рублей, за которые и можно было бы отремонтировать подвал, но три бригады ремонтников, вызываемых ТСЖ, отказываются работать в таких условиях. Казбек Тотиков комментирует: "Залезал в подвал в противогазе, все трубы сгнили, а домоуправление: чуть что - кафе виновато".
Печальное наследство 70-х
Казбек Тотиков, директор кафе "Московское", не так давно расположившегося на первом этаже этого дома, встретил меня у входа. После перепланировки фасад изменился к лучшему. Конечно, в процессе ремонта последовала и перепланировка, ведь самый первоначальный вариант использования сей площади - прачечная. Но, как утверждает Казбек Ибрагимович, жильцы отказались от идеи прачечной и согласились на кафе. В 2007 году Казбек Тотиков выкупил помещение, убрал ненужные "трестовские" перегородки, и с тех пор и завязалась переписка между жильцами квартир, расположенных над кафе, и различными инстанциями. Одна сторона - пострадавшие владельцы полуторок второго и третьего этажей, расположенных в торце пятиэтажки аккурат над кафе "Московское". Другая - всевозможные государственные службы. Из официальных ответов, дублирующих один другой: "В межквартирных стенах на 2-м и 3-м этажах (кв. 86, 87, 89, 90) выявлены горизонтальные наклонные трещины с раскрытием до 15 мм. Образование трещин произошло в результате прогиба (превышающего нормативный) непроектных многопустотных плит перекрытия первого этажа, уложенных в процессе строительства жилого многоквартирного дома. В соответствии с нормами проектирования, в местах устройства межквартирных пустотных стен, выполненных из гипсовых плит, необходимо было выполнить монолитные участки либо смонтировать многопустотные плиты усиленного типа. Фактически уложены рядовые плиты, не рассчитанные на нагрузку от межквартирных стен. В целях исключения дальнейшей деформации плит перекрытия и межквартирных стен, необходимо выполнить мероприятия по усилению перекрытий по проектной документации".
Это по бумагам нужно было сделать в начале 70- х, когда сдавался дом.
Трещины усиливаются, а переписка прекращена. Дело вовсе не в обвинении кафе "Московское" (кстати, ремонт за счет кафе в квартире Валентины Мацугиной произведен так и не был, а договоренность была). Все организации сослались на "упущения при строительстве здания в 1970 году". Но люди-то живут сейчас, и дома разваливаются сейчас. Может ли позволить себе ТСЖ, получив тяжелейшую "наследственность" от домоуправлений, пригласить независимую экспертную комиссию? Вряд ли. У него и так забот полон рот. Кто и как будет "замазывать" щели в стенах? Почему все издержки того ли временного периода должны ложиться на плечи жильцов? Хотелось бы услышать ответ.