Страшные трагедии вроде бы и в мирное время каждый год в России уносят сотни жизней.
В частных и многоэтажных домах взрывается газ, как это произошло недавно в Астрахани. Чего стоит опасаться на Ставрополье, где жилой фонд изношен настолько, что люди в своих хибарах порой боятся даже спичкой чиркнуть?
«АиФ-СК» попытался разобраться.
В последнее время и в регионе участились случаи взрывов в жилых помещениях. Как рассказал руководитель пресс-службы ГУ МЧС Ставропольского края Олег Дег тярёв, с начала 2012 года на Ставрополье зарегистрировано 5 ЧС подобного рода, в результате 18 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, пятеро сейчас находятся в крайне тяжёлом состоянии. Причём сразу в двух случаях – селе Орловка Кировского района и селе Верхнерусском Шпаковского района – взрыв произошёл при проведении работ по монтажу натяжных потолков. 8 человек серьёзно травмированы, в том числе 9-летний ребёнок.
Но зачастую страдают люди, живущие в ветхом и аварийном фонде. Все они существуют как на пороховой бочке. Недавно мы рассказали о фанерном городке, где семьи живут в дощатых амбарах (см. фото). Понятно, что зима выдалась холодная, и чтобы как-то избавиться от сырости и плесени, жильцы включают немыслимое количество электроприборов. Честно говоря, становится страшно, ведь один такой дом уже выгорел полностью.
Из бараков – в хоромы
Впрочем, чиновники меня заверили, что термина «ветхое жильё» вообще нет. К сожалению, поговорить с ними откровенно на эту тему оказалось невозможным. В краевом комитете по ЖКХ отчитались, что в 2009-2011 гг.
реализовано 6 краевых адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В результате из 228 аварийных домов общей площадью 60,9 тыс. кв. метров, расположенных на территории 18 муниципальных образований Ставропольского края, будет расселено 4488 человек. Помимо программ, финансируемых в рамках 185 Федерального закона, край расселяет жильцов аварийных домов и за счёт собственных средств.
В 2012 г. по программе переселения благодаря развитию малоэтажного жилищного строительства планируется расселить 50 многоквартирных аварийных домов. Это позволит снизить аварийный фонд еще на 10%. В общей же сложности с момента начала действия программ печальный показатель на Ставрополье сократится на 60%. В посёлке Иноземцево три трёхэтажных дома по ул. Некрасова построены с применением быстровозводимых технологий. Наконец в новое жильё переехали и 280 человек из 5 аварийных домов барачного типа по ул. Свердлова. В Георгиевске в 31 квартиру переехало 62 человека из аварийного жилья.
При этом из 421 многоквартирного дома, признанного аварийным по причине физического износа, в программы не вошли 137 домов (2838 человек) из Ставрополя, Железноводска, Кисловодска, Невинномысска и сёл Курсавка и Грачёвка.
Жуть, да и только
С тем, что у нас нет ветхого жилья, категорически не согласен Николай Мер тин, руководитель СРОО по защите прав человека и основных свобод. «Проживание в каждом из 1500 аварийных домов может обернуться бедой в любой момент. Многие построены более 100 лет назад. Ветхая проводка, взрыв газового баллона вследствие отказа специалистов газифицировать старый дом (что и не положено), пожар из-за обогревателя, обвал перекрытий – да мало ли что может произойти. И это наша жуткая реальность, с которой мы боремся, не давая замять проблему в верхах», – говорит Николай.
А у нас уже создаётся впечатление, что ветшает совесть тех, от кого напрямую зависят не только бытовые блага земляков, но и, что самое главное, человеческие жизни. Такие выводы мы делаем после общения со ставропольцами, к сожалению, порой уже после того, как произошло несчастье, которое можно было предотвратить. Да и то, что чиновники постоянно судятся с теми, кому переселение положено по закону, или даже с детьми-сиротами, которым по наследству достались от горе-родителей ветхие комнатёнки в полуразрушенных домах, остаётся уму непостижимым.