В Балахоновском детском доме с жизнеутверждающим названием "Надежда" (Ставропольский край) десятилетний Артем находится уже полгода. У него открытая, "гагаринская" улыбка, веселый характер и бездна обаяния. Тельняшка - его любимая одежда. Тёмке снится море, на котором он побывал однажды, и его заветная мечта - стать матросом.
Даже на просьбу представить себя на минуту волшебником и загадать то, чего хочется больше всего, он упрямо отвечает: "Все равно хочу быть матросом".
Награда за труд
Буквально в день нашего приезда Артема перевели в старшую группу, и он этим очень гордится. В детском доме Артем находится вместе со своими сестрами Зоей и Машей - все вместе они составляют веселое, улыбчивое и слегка хулиганистое трио.
Формально это место называется детским домом, но на самом деле это просто очень большая семья, которой в феврале нынешнего года исполнилось пять лет. Казенное название "детский дом" лучше поменять на "надежду": звучит точнее, если говорить - дети живут в "Надежде". Это и здание, и чувство, и люди, и все, что детей окружает. Это то, что умирает последним и не может жить без Веры и Любви.
За время существования этой большой семьи через нее прошли сто сорок детей, оставшихся без родительской опеки. Эти пять лет были разными: сделать благополучными сто сорок искалеченных, исковерканных детских судеб - тяжкий труд. Шестнадцать усыновленных детей, двадцать семь - взятых под опеку и четырнадцать - возвращенных в собственную семью, с которой до этого проводилась активная работа, - награда за этот труд. Из стен "Надежды" вышли двадцать семь выпускников, не забывающих детский дом, забор которого вовсе не является определенного рода государственной границей. Они здесь частые и желанные гости.
Общая мечта
Дети "Надежды" не живут в изоляции от социума. Старшие посещают Балахоновскую общеобразовательную школу, учатся вместе с другими детьми и, по словам педагогов, ничем не отличаются от них. "Чаще, - говорят учителя, - с ними даже меньше проблем, чем с детьми, живущими в благополучных семьях". Здесь они такие же, как и остальные, - что-то получается лучше, что-то хуже, одни предметы даются с трудом, другие легко.
После школы они возвращаются в детский дом и садятся делать уроки. Младшие ходят в обычный детский сад... После сна они тоже возвращаются домой - теплые, сонные и серьезные. Самый серьезный из них - Валерка. У него большой шрам на лбу, печальные глаза, он невероятно фотогеничен. Любит то же, что любят все дети мира - играть в конструктор и дружить со сверстниками. Когда вырастет, Валерка хочет стать милиционером - тоже, в общем-то, обычная мечта обычного ребенка.
Подруги Валеры - Лена и Лиза - сестры. Еще одна, третья сестра, в школе. Она самая старшая из них. Средняя, Лена, хочет работать в кафе поваром. Маленькая Лиза еще не определилась, кем быть, но очень любит играть. Домик, диванчик и весна за окном. А в доме тепло, много места и есть большая собака, которую можно погладить.
Они придумывают себе свой мир, недоступный и непонятный взрослым. Мир, в котором тепло и уютно, нет несправедливости и хорошо всем. А на вопрос: "Чего бы хотелось больше всего на свете?" ответ, после которого отпадает надобность в любых вопросах: "К маме хочу!"
Мама - это их одна, общая на всех мечта. Несмотря ни на что, они по-прежнему трепетно относятся к этому слову. Вместительное детское сердце готово принять все, лишь бы однажды сказать это слово самому близкому и дорогому человеку на свете. Сейчас маму им заменяют те, кто находится рядом с ними - работники детского дома. Апельсин, выращенный одной из них в детдомовской библиотеке, - символ "Надежды". Он большой, оранжевый и теплый. Он, как солнце, - один на всех и для всех.
"Двойные потемки"
Во время разговора с детьми поймал себя на мысли: сколько бы ни старался, сколько бы ни задавал вопросов - все равно не поймешь, что происходит в их детских душах, а если и поймешь что-то, то весьма условно. Чужая душа - потемки. А детская - потемки вдвойне. Вся работа педагогов и воспитателей происходит практически в темноте, на ощупь. Понемногу и потихоньку. Как саперы - одна ошибка, и все насмарку. Дети "Надежды", безусловно, не ангелы. Они порой проблемные, иногда очень проблемные, но... сколько печали в глазах, сколько тоски...
Мы почитали стихи одной из воспитанниц - там столько всего намешано! Хроники потемок - душа нараспашку. "Дочитаем, поплачем", - сказала заместитель директора детского дома по учебно-воспитательной работе, Наталья Самойленко. Плакать захотелось сразу. И страшно стало. От того, что происходит с ними, с нами всеми. И песня мамонтенка, любимая песня детдомовской звезды Вовки, царапалась в душе, как кошка. Вовка поет и танцует в хореографическом ансамбле детского дома "Надежда", но о карьере в шоу-бизнесе не помышляет. Он хочет, как старший брат, стать газоэлектросварщиком.
Они все здесь очень талантливые: поют, танцуют, пишут стихи. Вовкин товарищ по танцевальному коллективу Леша танцует по-гусарски. Может, и не все получается как надо, но желание неуемное. У Леши симпатичнейшие веснушки и во взгляде - решимость выполнить поставленную педагогом задачу во что бы то ни стало. А наш знакомый - серьезный парень Валерка - и здесь серьезно переживает свои неудачи.
Наталья Самойленко говорит, что "Надежде" нужен психолог. Специалисты едут в село неохотно, а детский дом не в состоянии обеспечить специалистов жильем. Нужна оборудованная комната социально-бытовой ориентации. Детский дом - это большой коллектив, а ребенку нужно иногда уединиться, подумать, побыть наедине с самим собой. Но все же больше всего детям нужна семья и мама. А нам всем, находящимся по эту сторону забора, нужно остановиться и подумать. Может быть, поплакать. Не о них, о себе. О том, кого обидели когда-то мы или кто обидел нас. Чтобы в головах наших рефреном раз и навсегда отпечаталось - дети всегда должны быть с родителями.