Традиционный российский старый Новый год в городе-курорте будут праздновать далеко не все. Для многих жителей Железноводска отныне это горькая дата... События января 2008-го, когда в жилом доме взорвался бытовой газ, стали настоящим потрясением для маленького городка на Ставрополье.
Я не смогла спросить у Михаила Беляева, как он живет после того взрыва. Спросила, помнит ли, как спасал соседку-пенсионерку, промямлила что-то про КВН (Миша Беляев - тот самый "официальный уют" команды КВН "Сборная Пятигорска"). Статья о нем в "АиФ-СК" называлась "Большой человек из крепкой сборной". Большой и крепкий Миша, как оказалось, может быть не только актером в КВН, но и прийти на помощь в экстремальной ситуации. Его отношение к празднику кардинально изменилось. "Новый год для меня умер", - сказал он.
Александр и Наталья Заварзины тогда чудом остались живы. Их 34-я квартира - в соседнем подъезде, стеной к стене с той самой 24-й, где рвануло в староновогоднюю ночь. В таких случаях принято говорить, что жизнь разделилась на "до" и "после". "До" - была большая семья, бабушка, дети - две очаровательных девчушки. "После" - ...
Где брать силы, чтоб вынести ТАКУЮ боль? Про мужество тут неуместно.
"Жить в этой квартире не могу", - только и сказал Александр Заварзин соседке по дому Лидии Чумаковой.
"Выбраться мне помог Миша"
Квартира Лидии Сергеевны - прямо под эпицентром взрыва. Разрушения сильные - стен не осталось. Ремонтом хозяйка довольна, а что пережито - то пережито.
- Что делать, жить-то больше негде. Думала, вовсе без угла останусь, - вздыхает Лидия Сергеевна.
Благодарит всех, кто пришел на помощь, - власти, местную электросеть, где провели первые страшные часы, санаторий "Дубрава", где жила и наблюдалась у врачей.
- Нас не оставили в беде, отнеслись с большим вниманием и заботой, все делали оперативно, - пенсионерка снова вздыхает. Настороженно ждет годовщины: не сможет остаться дома, боится.
Она плохо спит после той трагедии, пугается взрывов петард: звуки напоминают ту злополучную ночь...
В начале третьего ее сбросило с дивана - лежала на полу и кричала от ужаса: окна и двери влетели внутрь квартиры, пожилая женщина не могла понять, что происходит, мелькнула мысль - землетрясение. Выбраться самостоятельно не смогла: входная дверь была сильно искорежена.
- На мои крики о помощи сосед Миша откликнулся. Он большой и сильный - помог убрать дверь, вытащил меня, не бросил. Деликатный такой, отзывчивый. Они с Кристиной - дружная пара... Я у них посидела, позвонила родным, потом пошла собирать документы, - света в квартире нет, связи нет, все в пыли, вода горячая льется - жуткое дело...
Для Нины Васильевны Струковой отделочные работы стали настоящим испытанием. Рассказывает, что "косметику" в квартире наводили как попало: "им шабашку надо было гнать быстрее, вот они и делали тяп-ляп". Вместо прежней дорогой металлической двери, покореженной взрывом, поставили что подешевле, балконную дверь пенсионеры Струковы, после многочисленных обращений к прорабу, заменили в итоге своими силами.
- Эти строители меня за врага держали, если только я просила делать аккуратно и качественно. Но нам же здесь жить! - Нина Васильевна не сдерживает слез. - Я же не взрывала этот дом, я просто хотела, чтобы после ремонта жить можно было, не видя этих жутких трещин! - восклицает женщина.
Шесть и одна
Трагедия на улице Ленина, 140 произошла в начале третьего в ночь с 13 на 14 января. Взрывом были разрушены несколько квартир, обломками повреждена автобусная остановка недалеко от дома, пострадал детский садик на противоположной стороне улицы. Но самое страшное - погибли люди. Шесть и одна жизнь - молодой семейной пары, ждавшей ребенка, еще двоих малышей - 6 лет и 3 месяцев от роду и их бабушки. И пенсионера Тимофеева, в квартире которого был эпицентр взрыва бытового газа. Неразделенная любовь пожилого мужчины, как считают соседи, довела его до самоубийства, а их лишила покоя на долгие годы.
Новоселы Мурка, Рада и Китя
В "нехорошей" квартире пенсионера никто не живет. На новенькой двери по сей день надетая на время ремонта пленка - ее некому снять. Из 12-ти квартир пострадавшего подъезда жильцы не вернулись, в общей сложности, в четыре. Остальные въехали в свои отремонтированные жилища весной минувшего года. Людмила Михайловна, пожалуй, позже всех - пока восстанавливали квартиру (от нее осталось всего-то три стенки, крышу разбирали и выстраивали заново), она восстанавливала здоровье.
- Спасибо огромное нашим медикам, особенно из Железноводской клиники НИИ курортологии - уход и внимание там были исключительные, отношение бережное, душевное, - говорит Людмила Седнева.
Ее дочь Наталья Плеханова (она живет с семьей в Москве) в своем интервью "АиФ-СК" в апреле 2008-го признавалась, что очень переживает - как мама вернется туда, где пережила такое потрясение? Людмила Михайловна рассказывает, что в своей квартире чувствует себя нормально.
- Я по натуре - не паникер. Мое детство пришлось на голодные годы войны. Пережила тяжелые послевоенные времена. Много лет проработала завучем в школе. К трудностям привыкла, они - не навсегда, они минуют, - делится женщина.
В ту ночь она подумала, что землетрясение, из разрушенного жилища ее эвакуировали спасатели МЧС. Людмила Михайловна пыталась сопротивляться - хотела пойти сама, но ее практически вынесли.
- Лестница наша болталась, мне даже показалось, что голова кружится. Когда мы спустились, она обвалилась, - рассказывает пенсионерка. - Мне ребята еще сказали: "Ну вот, а вы сами собирались идти".
Сегодня число жильцов в ее квартире увеличилось - после возвращения домой Людмила Михайловна обзавелась четвероногими друзьями - вальяжную Мурку купили на пятигорском рынке, вторую киску - юркую Китю - подобрала на улице. Жалко стало. Собака Радочка, пролаяв свои положенные приличиями "защитные" рулады, ластится к хозяйке. Так мы и беседуем впятером - только Мурка без устали демонстрирует свою страсть к чистоте, в сотый раз вылизывая пушистую шерстку. Жизнь продолжается...