В конце августа в Кисловодске шумели традиционные "Шаляпинские сезоны", посвященные памяти великого русского баса. В начале прошлого века Федор Иванович не раз отдыхал с семьей в городе-курорте, давал здесь концерты, встречался с друзьями. Музыкально-литературное добрососедство продолжается в XXI-ом столетии - в рамках "Шаляпинских сезонов", рожденных почти 20 лет назад, в Кисловодске проходят научные конференции, "круглые столы", звучат лучшие голоса РФ и СНГ. В их мощном хоре отчетливо слышна высокая звонкая нота - знакомьтесь: Анна Аглатова, самая молодая солистка Большого театра России.
Шутки с "Ла Скала"
В главный театр страны Аня попала совсем юной - в 21 год. Начинающую оперную певицу услышала на концерте знаменитая солистка Большого, народная артистка СССР Маквала Касрашвили. Студентка Гнесинки, воспитанница самой Рузанны Лисициан произвела впечатление. Так ноты легли: петь девочке с Северного Кавказа на прославленной оперной сцене. Спела премьеру - Наннетту в "Фальстафе" Джузеппе Верди. За пролетевшие неполных 5 лет творческий багаж, как принято говорить, существенно "потяжелел" - Анна Аглатова занята практически во всех оперных постановках театра.
- Партии, к сожалению, не все ведущие, - говорит, словно извиняется, Аня.
Эффектная внешность и потрясающий голос стали причиной той самой то ли в шутку, то ли всерьез брошенной кем-то фразы: "она приехала к нам из "Ла Скала". Так встретил ее Большой. И обращались к Ане по-итальянски - она отвечала на нем же, на великом оперном, недоумевая: откуда такие вопросы?
- Я - из Гнесинки, - честно признавалась молодая певица, ей даже и в голову не приходило, что можно самой разыграть коллег.
Родная сотня
Единственная дочь в музыкальной семье. Папа Хачатур Асриян учился в консерватории на дирижерско-хоровом, обе бабушки - Маргарита и Роза пели, только в кавказской семье обладательницы великолепных голосов не находили поддержки у чересчур строгих мужей. Ограничивались домашним музицированием. Дедушка Николай - гитарист, брат отца Артем - аккордеонист. Аню посадили за фортепианино лет в 5. В 7 она получила диплом на своем первом конкурсе. Крошечные ножки не доставали до педалей инструмента, Анулику приносили скамеечку, и она погружалась в музыку, растворялась в ней. Миниатюрная пианистка наиграла в музыкальной школе на десятки грамот, дипломов, увлеченно пела джаз. А поступила учиться ... на бухгалтера. Прокормить себя вокалом невозможно, так считал отец. Тем не менее мама повезла 17-летнюю Аню в Москву: там послушают и решат, бухгалтерия или пение. Карина Владимировна не ошиблась: ее девочка поступила в музучилище имени Гнесиных, где педагогом Ани стала заслуженная артистка России Рузанна Лисициан.
- Рузанна Павловна моя наставница уже 8 лет, я продолжаю учиться у нее в академии имени Гнесиных, - говорит Аглатова (сценический псевдоним певицы, фамилия одной из ее бабушек - Авт.). - Я очень эмоциональная, и откликаюсь на эмоции. Когда Рузанна Павловна говорит мне по поводу исполненной партии: "Ну что, Анулик...", я готова рыдать два дня - так все плохо, кажется мне. Речь без эмоций = равнодушие, - таково восприятие певицы.
Мнение Маквалы Филимоновны Касрашвили и Рузанны Павловны Лисициан - особая оценка для Анны Аглатовой, которой она дорожит и доверяет.
Наш разговор состоялся в ее родном Кисловодске, куда Аня с неизменным постоянством старается приезжать почаще, - тут ее мама, папа, бабушка, тети, дяди, племянники, двоюродные сестры, братья. Насчитали под сто человек родственников. Близких. Для них она просто Анулик, наша девочка - трогательная, несамостоятельная, нежная. Маленькие племяшки тихонько шепчут ей - хотим петь, как ты. Ее серьезная карьера вызывает не всегда доброжелательные отзывы.
- Услышала как-то о себе: "У нее за спиной Касрашвили и Лисициан", - сокрушается Анна. - Но для меня Маквала Филимоновна и Рузанна Павловна - особенно дорогие люди, мои любимые наставницы. И я доказываю своим пением, чего стою.
Тяжело ли любить Моцарта?
Очевидных доказательств набралось немало - престижные международные конкурсы, сольные выступления по всей Европе, всего не перечислишь. Пригласили в итальянскую Равенну петь Травиату, на прослушивании стильная Кристина Мути (певица, создатель и руководитель престижного оперного фестиваля в Равенне, супруга знаменитого дирижера Риккардо Мути. - Авт.) попросила Аню разуться и петь босиком, пожурила за собственное прочтение партии. Только готовый уже контракт Аглатовой подписать не случилось: слишком насыщенный график, гастрольные спектакли с родным театром. Переживала, советовалась с наставницами - все-таки Равенна, все-таки сам Риккардо Мути. Позже один известный европейский импресарио сказал ей - это к лучшему, для Травиаты ты еще слишком молода.
В современной фантасмагорической опере Леонида Десятникова "Дети Розенталя", написанной по заказу Большого театра, она поет Таню - возлюбленную Моцарта. Ученому Розенталю удается оживить великих композиторов - Чайковского, Мусоргского, Верди, Вагнера, Моцарта. И партия каждого героя - в стилистике первоисточника. Ее Таня влюблена в Амадея, готова на все ради любви - образ Моцарта задумывался как самый лиричный, его подруга - тоже мягкая, пронзительно-преданная:
- Петь Моцарта, и без того сложного композитора, в стилизации совсем непросто. Опера такая удивительная, мелодичная, - делится Аня. - Известный режиссер-постановщик Эймунтас Някрошюс сказал мне: "Вы сделали даже красивее, чем я хотел".
Отзывы о постановке весьма противоречивы. Но спектакль состоялся и принимается публикой тепло.
Аня пела Ксению в "Борисе Годунове" (постановка Александра Сокурова), Прилепу в "Пиковой даме" (постановка Валерия Фокина), за роль капризной принцессы Памины в "Волшебной флейте" Моцарта (постановка известного английского режиссера Грэма Вика) номинирована на национальную театральную премию "Золотая маска". Впереди - новые работы, концерты по всей Европе. А та фраза о "Ла Скала", с которой началась ее карьера в Большом, может и станет реальностью. Но об этом мы не говорили - Аня предана родному театру.