Наверное, по какому-то злому недоразумению президент Грузии М. Саакашвили заявил о расторжении дипломатических отношений с Россией именно в год 225-летия подписания Георгиевского трактата. Некогда подобные даты весьма широко отмечались на Кавказе. А нынче, должно быть, далеко не каждый вот так сходу припомнит, что же произошло в крепости св. Георгия, расположенной на Азово-Моздокской оборонительной линии, в последней четверти XVIII столетия.
Север нам поможет
Еще в IV в. грузины вслед за армянами приняли христианство. И это, несомненно, положительно повлияло на духовное и культурное развитие населения ущелий, но в то же время вызывало всплески ненависти со стороны иноверцев. Арабы, персы, монголы, турки разоряли горные княжества. По сути у Грузии не было настоящих союзников. И уже в средние века ее правители обращают свои взоры к Киевской Руси как к сестре-христианке. В 1154 г. дочь царя Деметра-Русудан сочетается браком с киевским князем Изяславом. А в 1185 г. мужем легендарной царицы Тамары становится сын Ростово-Суздальского князя Андрея Боголюбского - Юрий. Отец Петра I , Алексей Михайлович дает приют внуку кахетинского царя - единственному уцелевшему после иранских казней. В 1724 г. убежище в Белокаменной ищет картлинский царь Вахтанг VI. Он едва ноги унес от кровожадных персов. Кстати, в его свите был и прадед князя Павла Цицианова - в будущем начальника Кавказского края, завершившего воссоединение России с Грузией.
Святой Георгий их благословил
Но обратимся непосредственно к Георгиевскому тракту. За 10 лет до его подписания царь Кахетии Ираклий II обращается с мольбой к Екатерине Великой. До этого он доказал преданность России, выступив на ее стороне в войне против Турции 1768 - 1774 гг. За что и поплатилась его страна разорением. И вот в Санкт-Петербурге началась разработка проекта о добровольном вхождении Грузии под протекторат Российской империи. Местом подписания этого жизненно важного прежде всего для Грузии документа была избрана Георгиевская крепость (ныне это г. Георгиевск на Ставрополье), где находилась штаб-квартира командующего Кавказской линией генерал-поручика П.С. Потемкина.
18 июля 1783 г. полномочные представители царя Ираклия II прибыли в крепость, а 24 июля Георгиевский трактат подписали. По его условиям, Картлино-Кахетинскому царству предоставлялась автономность во внутренней политике, а во внешней оно должно было следовать российскому курсу, участвуя в войнах на стороне империи. Архимандрит царя Ираклия II Гайоз, участвовавший в переговорах, отметил богоугодность происходящего, так как действо творилось под именем св. Георгия - покровителя Грузии. Торжественный акт завершился совместным молебном в деревянной Никольской церкви. (Она цела и ныне, являясь уникальным памятником зодчества XVIII века и напоминанием о судьбоносном союзе народов - на фото).
Результатом подписания Георгиевского тракта стало строительство Военно-Грузинской дороги. Для ее охраны в 1874 г. закладывается крепость Владикавказ. Коварная Порта никак не могла смириться с тем, что Россия настойчиво продвигается в глубь Кавказа. Были у турок и "добрые друзья" на Западе, за океаном тогда помалкивали. А ныне, чего греха таить, кое-кто в этих благословенных странах просто спит и видит, как Россия теряет свое влияние и территории на Кавказе. Только не надо забывать уроков истории, господа хорошие!
Вот и тогда снарядили турки с англичанами "воду мутить" среди кавказских племен имама Утурма, переименовав его многозначительно на арабский лад в Мансура, что означает победоносный. И поспешил ему на помощь сераскир (главнокомандующий) Батал-паша. И был бой в сентябре 1790 г. в междуречье Зеленчука и Кубани. Взяли в плен Батал-пашу. А отличилась в сражении черкесская конница числом в три тысячи всадников. К союзу с Россией черкесских князей склонил мудрый генерал Герман.
В начале XIX в. в Грузии вспыхивает междоусобица. Наследники царя Георгия XII никак не могут поделить престол. Петербург обеспокоен. Сначала император Павел I, а затем и сын его Александр I издают манифесты о прекращении мятежной династии Багратидов.
После этого на историческую сцену выходит генерал-лейтенант, князь П.Д. Цицианов - московский грузин. Его назначают главнокомандующим на Кавказе, в руках которого сосредоточивается вся власть, а штаб-квартирой его становится Тифлис. Павел Дмитриевич откроет в этом городе первые гимназии и библиотеки, пригласит русских учителей и ученых и превратит его в крупнейший культурный центр всего Кавказа. Славным же сынам Грузии будет открыт путь в Россию, где они, ни в чем не зная притеснения, как братья, бок о бок с другими россиянами, служили единому Отечеству своему.