В минувший четверг в редакции "АиФ" - Северный Кавказ" прошла "Горячая линия" с участием руководителя Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Умаром Ильясовичем Салпагаровым. Нам поступило большое количество ваших вопросов. Ответы на некоторые из них мы публикуем сегодня. Продолжение читайте в ближайших номерах нашего еженедельника. Часть ваших писем и устных обращений мы передали Умару Ильясовичу для того, чтобы специалисты Госинспекции более детально разобрались в непростых ситуациях, в которых вы оказались.
- Здравствуйте. Вас беспокоит Иван Прокопьевич, Левокумский район. Я работаю в школе, вхожу в так называемый технический персонал. С 1 февраля на 15% увеличили зарплаты бюджетникам. Почему же мы не почувствовали на себе это повышение?
У.С.: - Повышение коснулось именно работников бюджетной сферы: врачей, учителей и так далее. Но на технических работников, к сожалению, это не распространяется. Единственное, знайте, что платить зарплату ниже установленного минимального размера оплаты труда вам не имеют права. МРОТ сегодня составляет 2300 рублей. Плюс к этому, как правило, на разных предприятиях предусмотрены различного рода доплаты, премии и т.д.
Я разделяю ваши чувства, действительно, многим нелегко приходится жить с такими невысокими заработками. Чем могу вас утешить? Наверное, тем, что строго выдерживая принятый политическим руководством страны курс, направленный на рост доходов граждан, Правительством Российской Федерации уже принято решение об увеличении с 1 января будущего года минимального размера оплаты труда до 4330 рублей, или в два раза.
- Спасибо, будем надеяться...
-Здравствуйте, Умар Ильясович! Елена Александровна Алферова. Я работала в территориальном органе госстата. Ушла в отпуск по беременности и родам, а потом - в декрет. В это время я была уволена. Руководство аргументировало это тем, что я работала на замещаемой должности. Правомерно ли такое увольнение?
У.С.: - Госинспекция очень жестко защищает права женщин, особенно тех, кто оказывается в аналогичной ситуации. Для нас это священное дело. И мы довольно часто даем предписания руководителям, чтобы они восстановили права незаконно уволенных женщин. Но в вашем случае, наверное, я вас расстрою, все правомерно. Ведь вы замещали человека, временно отсутствовавшего. По статье 261 Трудового кодекса РФ, как только такой работник выходит, вы обязаны освободить его место. То есть, с точки зрения закона, ваш работодатель поступил верно. А вот с точки зрения морали...
К сожалению, могу вам только посочувствовать. Дополню, что если бы на момент возвращения замещаемого вами сотрудника в организации имелось вакантное место, то вам должны были его предложить. Если нет - увы... Но я приглашаю вас, приходите к нам в инспекцию, мы постараемся вам чем-нибудь помочь.
- Добрый день, Умар Ильясович! Зовут меня Александр Петрович. Я работаю аппаратчиком одного из химических предприятий. Это вредные условия труда. У нас периодически проводят аттестацию. Скажите, есть ли от этих аттестаций толк?
У.С.: - Очень актуальный вопрос вы задаете! У нас ежегодно, к великому сожалению, в крае в результате несчастных случаев на производстве гибнет 50-60 человек. Более 100 получают травмы и увечья, становятся инвалидами... Это большое горе для семей, это недопустимо...
На предприятиях разных отраслей, разной специфики существуют совершенно разные опасные, вредные факторы, о некоторых мы иной раз и не подозреваем. Сидеть за компьютером весь рабочий день напролет - вредно, работать в шахте, под землей - тоже вредно, находиться в офисе, расположенном в аварийном здании, - опасно, химическое производство, сами знаете, вообще одно из самых вредных. Чтобы все эти внешние факторы, влияющие на здоровье, а порой и угрожающие жизни людей, снизить, или, скажем так, смягчить, и проводится аттестация. Т.е. оценка каждого рабочего места с точки зрения безопасности. По итогам аттестации работодатель обязан привести рабочие места в надлежащий порядок.
Охрана труда - приоритетное направление деятельности нашей инспекции, у нас работает большой отдел с сотрудниками высшей квалификации в этой области. Мы останавливаем и будем останавливать через суды те производства, которые, так или иначе, угрожают здоровью и жизни людей.
Мы считаем, что должна быть специальная программа, причем приоритетная краевая программа, регулирующая сферу охраны труда и ужесточающая ответственность работодателей за ее нарушения. Вот сейчас у нас новый губернатор. Уверен, что и Валерий Вениаминович Гаевский, и правительство Ставропольского края обратят серьезное внимание на проблемы безопасности труда и сбережения жизни нашего трудящегося населения.
- Уважаемый Умар Ильясович! Меня зовут Виталий Михайленко, житель города Лермонтова. Написал письмо в редакцию "АиФ" - СК" по поводу того, что мне не выплатили положенных заработанных денег...
У.С.: - Да, Виталий, вот это письмо у меня перед глазами лежит.
- Значит, вы в курсе моей проблемы. Я работал на гостиничном комплексе "Континент" г. Ставрополя в составе бригады строителей. Вопросы оплаты решались на доверии. В итоге я недополучил солидную сумму за уже выполненную работу...
У.С.: - Виталий-Виталий... Приказ о приеме на работу был? Нет... Какие-то документы, подтверждающие обязанности сторон, как я понимаю, тоже оформлены не были. Это большая проблема. Без этого вы просто беззащитны. Поэтому чего-то добиться вы сможете только в судебном порядке. Если б у вас были хоть какие-то документы, мы бы немедленно вам помогли! Готовы вам посоветовать, как лучше поступить, выступить в роли экспертов, приезжайте! Но на будущее мой вам добрый совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не пренебрегайте оформлением трудовых отношений, иначе потом будете горько об этом сожалеть...
- Здравствуйте, Умар Ильясович! Маргарита Сергеевна говорит с вами. Моя племянница - студентка-заочница. Работает в одной частной фирме секретарем-референтом. Начальство всегда с большим скрежетом отпускает ее на сессии, бывает даже, угрожают тем, что это время вычтут из ее отпуска. Скажите, пожалуйста, правомочны ли претензии работодателя?
У.С.: - Конечно нет! Возьмите Трудовой кодекс Российской Федерации, откройте статью 177 и положите перед начальником своей племянницы. Там очень конкретно прописаны все гарантии для людей, совмещающих работу с обучением, получением первого высшего образования.
- Ой, а если не поможет...
У.С.: - Зовите нас. Проверим эту фирму!
- Умар Ильясович? Меня зовут Ольга. Руководитель обещал, что во время испытательного срока мне будут платить небольшую зарплату, но потом, когда я его пройду, зарплата будет в два раза выше. А теперь выясняется, что зарплата будет такая же, как во время испытательного срока...
У.С.: - Судя по голосу, вы еще очень молоды, Олечка? Если вам обещали устно более высокую зарплату после завершения испытательного срока, то, к сожалению, теперь очень трудно отстоять свои права. Мы все доверчивы, а всякие ловкачи этим пользуются, недобросовестно используя чужой труд, недоплачивая, не выполняя своих обязательств по оплате, т.е. фактически обворовывая работников...
На будущее, Оля, устным обещаниям работодателя лучше все-таки не верить, а заключать с ним грамотный трудовой договор.
Вот и наш Президент Дмитрий Медведев говорит, что россиянам надо поднимать уровень правовой культуры. Думаю, что не ошибусь, что в первую очередь она нужна в такой важной для абсолютного большинства людей сфере, как трудовое законодательство. Сейчас просто необходимо, чтобы все знали, на что имеют права, на что - нет. Какие обязательства должен нести работодатель, как он будет отвечать за допущенные нарушения или пренебрежение к исполнению закона.