Дездемона в "Отелло", Лиза в "Пиковой даме", Таис Афинская в "Таис сияющей"... В ее яркой театральной биографии нет не главных ролей. Но российскому телезрителю Анна Терехова известна не так широко - из сериала в сериал не кочует. Ее неизбежно сравнивают с мамой - великолепной Маргаритой Тереховой из фильмов Тарковского, "народной Миледи" советского кинопространства. В одном из интервью Терехова-мать как-то сказала, что Анна превзошла ее талантом. Терехова-дочь действительно хороша в своих театральных и киноработах. Об отношениях с мамой, с профессией и сериалами заслуженная артистка РФ Анна Терехова рассказала в эксклюзивном интервью "АиФ"-СК".
Одна из "8 женщин" Виктюка
- Судя по вашему театральному багажу, вам ближе исторический контекст в работе...
- Да, реальные исторические персонажи для меня привлекательны. Но не только. Например, в "Ночь нежна" по Фитцжеральду у меня роль Николь. Автор писал этот образ со своей жены Зельды. Мне было очень интересно читать про нее - почему была такая необычная, почему он ее любил. Любой образ надо максимально наполнить. Мама всегда говорит, что если я играю реальный персонаж, надо обязательно вникнуть в историю, я стараюсь найти побольше информации о нем, мне самой должно быть прежде всего понятно, что это за личность. Да, получается, что на исторической основе у меня постановок больше. Я сыграла у Романа Виктюка в спектакле "Сергей и Айседора". Работать с этим режиссером - наслаждение. В феврале была премьера новой постановки Виктюка "8 женщин" по пьесе Робера Тома ("Ищите женщину", "Ловушка для одинокого мужчины". - Авт.). По ней не так давно снял картину французский режиссер Франсуа Озон. В спектакле я играю Пьеретту, в фильме эту роль исполняла Фанни Ардан.
- А в кино есть новые работы?
- В телевизионном художественном фильме "Чужое тело в ее постели" у Иры Апексимовой, это ее дебют в кино как режиссера. Так называемый фильм выходного дня, интересная добрая история, не без приключений. Главную роль сыграл Андрей Ильин. В чеховской "Чайке" сыграла Нину Заречную. Этот фильм снимала как режиссер Маргарита Терехова. Фильм показывали по каналу "Культура", в широкий прокат он не вышел, к сожалению. У мамы есть задумки на новую картину, очень хочу помочь и буду помогать, поддерживать.
"Брат сам сделал "Майонез"
- В вашей творческой биографии роли, в подавляющем большинстве, главные. У Маргариты Тереховой тоже - главные роли. Традиция семейная? Вы с мамой не соперницы в профессии?
- Ну что вы, разве можно с ней соперничать? Это бесполезно. Я об этом и не думала, и цели такой не было. Мы с мамой совсем разные и попали на разное время. К моим годам у нее был большой багаж киноработ, она была уже очень знаменита. В мое время все было иначе - я закончила институт, когда кино почти не было. У меня в театре много ролей.
Что мне с мамой соперничать - у нас другие отношения, она мне очень помогает. Всегда. И своим примером в том числе.
- Бывает так, что вы что-то подсказываете маме?
- Маме? Нет! Она может посоветоваться со мной, спросить, как лучше сделать. Когда она "Чайку" снимала, мы много беседовали, она давала мне читать свою режиссерскую концепцию, которую сделала сама, я высказывала свое мнение. Мама очень профессиональный и талантливый человек.
- Как складываются отношения с братом? (Александр Терехов, 27 лет, режиссер. - Авт.)
- Отношения в высшей степени теплые, мы очень любим друг друга. Брат и я абсолютно разные, у нас разные взгляды на жизнь, мы - как два полюса. Может поэтому так хорошо и ладим. Брат недавно сам снял фильм как режиссер. По собственному сценарию в соавторстве со своим однокурсником. Рабочее название картины - "Майонез". Фильм о молодых людях, снимаются тоже молодые начинающие актеры. Я пару раз была на съемках, мне понравился процесс. Брат был очень серьезный, я давно его таким не видела.
- И мама, и брат имеют режиссерский опыт, а вы о таком повороте не думали?
- Думала. И о продюсерстве тоже. Но сейчас в театре, если честно, достаточно работы, нет времени вздохнуть. Я этому очень рада. Пусть идет, как идет, не буду ничего менять. Пока. Но попробую обязательно. Я намерена что-то добавить в свою творческую жизнь. Зависеть полностью от актерской профeссии мне не хочется.
- Что должно зацепить, чтобы состоялся режиссерский дебют?
- Какие-то исторические моменты - мне это очень интересно. Режиссура требует колоссального терпения. Но я не готова быть многотерпеливой. Смотрела на маму, когда она снимала "Чайку"... Когда человек хочет, чтобы его идея реализовалась с помощью других людей, надо столько в них вложить! С артистами тяжело работать - у каждого свои идеи, свое видение. Трудная профессия, хотя мне она очень нравится. Хорошая режиссерская работа меня всегда трогает. Валерий Тодоровский сделал фильм "Тиски" про молодых ребят - он очень неожиданно на меня подействовал. Может потому, что мои брат и сын (сыну актрисы Михаилу 20 лет. - Авт.) примерно такого же возраста, что-то родное в картине есть. И тема очень актуальная сегодня.
- Михаил будет продолжать семейные традиции?
- Об актерской профессии он не думает, не хочет. Учится на психолога, посмотрим, как дальше сложится, он еще ищет себя. Актерским детям вообще трудно, у них естественные гены преобладают. Но сын намеренно ищет то, что с актерской профессией не связано.
"Я не сериальная"
- Ваш интерес к историческим персонажам очевиден. А современная история может увлечь актрису Анну Терехову?
- Может. На самом деле история необыкновенной любви на фоне нашего времени - это меня бы заинтересовало. Очень хочется чего-то такого настоящего, чтобы от фильма невозможно было оторваться. Чтобы ты не видел, не отмечал, где работа режиссера, где актера. Чтобы как на фильмах Тарковского, Бунюэля, Феллини - когда смотришь и забываешь, кто ты и где ты. А ты весь в картине и, когда очухиваешься в конце фильма, начинаешь думать, анализировать, рассуждать... Вот такое должно быть кино.
- А в сериалы приглашают?
- Периодически зовут. Я иногда сама отказываюсь, когда совсем не мое, а иногда что-то действительно не получается. Если честно, никогда не жалею, что не получилось. Ни разу не пожалела о роли, на которую пробовалась, после того как увидела готовый фильм. Между сериалом и театром я выбираю театр. Люблю его больше. Я не совсем сериальная, я другая.
Я не вправе никого судить, но эти истории сериальные... Нет в них глубины, и это обидно.
- Может, нужно очень много заплатить, чтобы вы захотели сниматься?
- Не знаю. Если мне очень хороший режиссер скажет: "Аня, нет возможности платить" - я буду у него сниматься.
- Что в жизни и в работе может вызвать у вас раздражение?
- Я на самом деле спокойный человек, меня очень трудно вывести из себя. В работе все должно делаться не левой ногой, люблю, чтобы был нормальный профессиональный уровень. Творческий процесс - подготовка спектакля, съемки - состоят из множества элементов. Один выпал - и уже нет гармонии. А когда все на уровне, тогда и природу свою актерскую легче задействовать. И результат соответствующий. Так во всем должно быть, мне кажется.