Примерное время чтения: 6 минут
97

Незамеченный подвиг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 20/02/2008

В N51 за 2003 г. "АиФ"-Северный Кавказ" опубликовал материал "Звездный час Куренного", в котором рассказывалось о том, как 22-летний разведчик Николай Куренной 6 мая 1945 г. проник в расположение вражеских войск и, выступив в качестве единственного парламентера, убедил фашистов принять условия советского командования. В результате переговоров экипажи 20 немецких бронемашин 19-го пехотного полка 7-й пехотной дивизии капитулировали. Однако этот подвиг почему-то остался незамеченным ни в сводках военных действий, ни в трудах наших историков...

Ради правды и справедливости

Николаю Куренному через месяц исполнится 85 лет. Инвалид войны, бывший декан Ставропольского сельскохозяйственного института, обладатель боевых и трудовых наград, ученых званий и степеней долгие годы молчал о том, что в одиночку принудил капитулировать группу вражеских солдат и офицеров. И только после публикации в нашей газете об этом малоизвестном событии Николай Митрофанович обратился в правительство Ставропольского края с деликатной просьбой отправить запрос в посольство ФРГ в Москве о том, известна ли в Германии история, которая приключилась за три дня до окончания Второй мировой войны в районе Вислинской косы, где, собственно, и произошла капитуляция фашистов при участии парламентера Куренного. Такой запрос был сделан, и в феврале 2005 г. на имя заместителя председателя правительства Ставропольского края Николая Пальцева пришло письмо от полковника немецкого Генштаба Пеера Швана. Его ответ основан на результатах исследований Военно-исторического научно-исследовательского ведомства, расположенного в г. Потсдам.

Именно эти сведения, почерпнутые из сводок вермахта, помогают оценить обстановку, в которой действовал смелый парламентер.

"В конце апреля 1945 г. войскам Красной армии удалось прорваться на Вислинскую косу. Поэтому в начале мая 19-й пехотный полк (7-я пехотная дивизия) был передислоцирован в район Кальберг-Лип, в результате чего вновь был вынужден вести тяжелые оборонительные бои. Вечером 7.05.1945 г. связи между полком и дивизией не было. Для того, чтобы восстановить контакт с полком, утром 8 мая 1945 г. был задействован находившийся в резерве второй батальон 62-го пехотного полка. Сохранились сведения о том, что командир дивизии генерал фон Раппард морально поддерживал солдат батальона, находясь на передовой... Если Куренной утром 6 мая прорвался на командный пункт на Вислинской косе, то речь может идти только о командном пункте 19-го пехотного полка между Проббернау и Фогельзангом... Конечно, может соответствовать действительности тот факт, что Куренной появился в качестве парламентера на командном пункте 19-го пехотного полка...Вполне возможно, что мелкие части полка капитулировали в оборонительных боях".

Свидетельство боевого друга

Бывший сослуживец Николая Куренного по полковой разведке, старший сержант запаса, кавалер трех медалей "За отвагу" и других боевых наград, участник Парада Победы 24 июня 1945 г. в Москве Григорий Гуляев, который сегодня живет в Днепропетровской области в Украине, оформил через нотариуса показание: "Свидетельствую, что разведчик Куренной Н.М. совершил, казалось бы, немыслимое: один и без оружия, благодаря уму, логике и владению немецким языком, предварительно разведав систему смены караульных охраны штаба, 6 мая в 9 часов утра скрытно проник в расположение 7-й пехотной дивизии генерала Раппарда в устье реки Вислы - основании Вислинской косы, что в заливе Фриш Гафф Балтийского моря. В результате переговоров состоялась капитуляция экипажей 20 БТРов и БМП".

В связи с новыми обстоятельствами

- Пункт 19-го пехотного полка находился 6 мая не между Проббернау и Фогензангом, а рядом с затопленным местечком Боденвинкелем на правом берегу Вислы, - рассказывает Николай Митрофанович. -Именно там и состоялась капитуляция 20 экипажей боевых машин. Фашисты так быстро отходили, что не всегда успевали зафиксировать расположение своих частей, поэтому и неудивительно, что сводки вермахта последних дней войны грешат неточностями. Вообще же, если рассматривать ситуацию масштабно, то в конце апреля 1945 г. некогда отлаженный механизм управления войсками нацистской Германии по существу был разрушен, у противника не оставалось времени и возможностей для составления и согласования различных аналитических материалов и боевых донесений. Да и хваленый арийский дух к тому времени уже был сломлен, что подтвердил и командир 7-й пехотной дивизии генерал-лейтенант фон Раппард. Между прочим, мне из Центрального архива МО РФ пришел любопытный документ - протокол допроса генерала. На вопрос о том, как в дивизии был воспринят приказ о капитуляции, он ответил, что все солдаты и офицеры были сильно удручены, их состояние было слишком тяжелым.

Ответ немецкого полковника Генштаба Пеера Швана оригинальный, его содержание объективно подтверждает события, которые происходили в период 6-8 мая 1945 г. в районе Вислинской косы в Восточной Пруссии. Больше того, ответ по существу отражает реальную ситуацию поспешного отступления вермахта под ударами Красной армии. Это важное признание германской стороны.

Благодаря тому, что 6 мая вышли из боя 20 машин, 7 мая полк понес большие потери. Так что полк, по сути, оказался небоеспособным.

Чужой славы ему не нужно

Эпизод капитуляции двух десятков экипажей немецкой бронетехники, увы, пока обнаружить не удалось ни в сводках германских войск, ни в донесениях советского командования, хотя немецкие исследователи, судя по местами витиеватому ответу из посольства ФРГ, не исключают подобного факта. Можно лишь предположить, что на всем обширном театре военных действий 3-го Белорусского фронта в самые последние дни войны, где воевал в составе 137-й стрелковой дивизии Николай Куренной, в весеннем воздухе уже плыл аромат долгожданной Победы и незначительный, на взгляд штабистов, эпизод одной из многих капитуляций (тогда сдавались полками и дивизиями) просто-напросто остался незамеченным и незафиксированным. Можно предположить и другое, а именно: подвиг сержанта-парламентера приписал себе кто-то из его отцов-командиров. Такое на фронте, возможно, случалось. Да и Николай Куренной не скрывает, что сдал капитулировавших фашистов командиру своей дивизии и получил от него приказ возвращаться к месту службы. Что стало затем с экипажами бронемашин ему и по сей день неведомо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах