Корреспондент "АиФ"-СК" продолжает делиться впечатлениями о пребывании на Святой земле. Публикуем его рассказ о Храмовой горе - священном месте для мусульман всего мира.
Смешались языки и лица
Наш туристический автобус застрял в уличных пробках Иерусалима, и гид заметно занервничал: если не успеем попасть в назначенный срок к Магрибским воротам, ведущим на Храмовую гору, экскурсия не состоится, потому что святыни открыты для посещения в строго отведенное время: с 8 до 11 часов утра.
Мы успели, но у ворот было такое столпотворение паломников и туристов, что пришлось долго стоять в очереди. Рядом оказались китаянки и немцы, чуть поодаль - индусы и голландцы. Здесь, у подножия главных мусульманских святынь Старого города, волею судьбы и, возможно, Аллаха, смешались на короткое время разные языки и лица нашего подлунного мира. Где бы еще довелось услышать одновременно русскую, английскую, французскую, немецкую речь, а то и вовсе непонятный говор. Люди, нетерпеливо жаждущие прикоснуться к святым местам одной из самых древних религий, с любопытством рассматривали друг друга. Благополучно миновав строгий контроль службы безопасности, экскурсовод подвел нашу группу к сияющей в лучах утреннего солнца огромным золотым куполом мечети Омара и тут же предупредил: во время осмотра запрещено курить, а внутри помещений - фотографировать. Женщинам и мужчинам, даже супругам, нельзя касаться друг друга....
Творение Сулеймана Великолепного
Стремясь как можно подробнее узнать историю Храмовой горы, я не отходил от гида ни на шаг. Собственно, монументальное сооружение, которое в просторечье называют мечетью Омара, носит другое название - Наскальный купол. Сама же мечеть находится в другом месте, недалеко от храма Гроба Господня. Наскальный купол - самая важная достопримечательность Храмовой горы, которой сейчас управляют мусульмане, поэтому представителям других конфессий на ней молиться запрещено. Сама по себе гора - почти правильный прямоугольник площадью около 15 гектаров.
По словам гида, с Храмовой горой связан ряд традиций, которые признают представители трех основных мировых религий: христиане, мусульмане и иудеи. Прежде всего, под Наскальным куполом находится библейский Краеугольный камень, куда Всевышний взгромоздил мир в третий день своего творения. Вокруг этого камня иудеи и возвели первый храм из ливанского кедра, где принесли в жертву одного из двух козлов - второй стал козлом отпущения грехов. Впоследствии храм был разрушен, на его месте соорудили новый, который неоднократно перестраивался. Именно в нем, согласно Новому Завету, Иисус спорил со старейшинами, именно отсюда изгонял торговцев. Однако и эта святыня не устояла под ударами римлян. Когда в VII веке н. э. арабские воины, разбив византийцев и персов, вошли в Иерусалим, они увидели на вершине горы вместо храма кучи мусора. Тогда халиф Омар приказал возвести на этом месте мечеть - она несколько раз перестраивалась, но дожила до нынешних дней. Здание является памятником архитектуры, в основании имеет форму восьмиугольника, на котором покоится цилиндрическое сооружение, увенчанное золотым куполом. Основание отделано мрамором, а верх мечети покрыт цветной керамической плиткой.
- Неужели плитка сохранилась с тех времен? - удивленно спросил кто-то из туристов.
- Нет, конечно, - ответил гид, - ее меняли во время ремонтов. Зато под самым куполом храма уцелели голубая плитка и цветной мрамор, которые были изготовлены в период правления Сулеймана Великолепного. Тогдашние мастера знали толк в облицовке зданий.
Нас волновало, из чего сделан шаровидный купол мечети. Неужели из чистого золота, как говорили некоторые? Оказалось, купол - из меди, он лишь покрыт золотом, полвека назад и вовсе был алюминиевым, причем черного цвета. Его обновил тогдашний король Иордании Хусейн.
Мечеть впечатляет своей масштабностью и художественным исполнением. В центре ее - Краеугольный камень, вокруг - двойной восьмиугольный коридор. Множество колонн. По всей окружности - восемь ворот. Глядя на эту удивительную красоту в восточном стиле и одновременно слушая гида, меня не покидало ощущение, что мы оказались в средневековье, что вот-вот распахнутся ворота и войдут храбрые воины ислама... Храм - уникальное произведение древнего зодчества еще и потому, что не похож ни на одно мусульманское здание в мире, поскольку его проектировали христиане.
Древний символ ислама
Не теряя ни минуты, мы двинулись к мечети Аль-Акса. Ее название переводится как "крайняя" и знаменует вознесение пророка Магомета на коне по кличке Молния. Внешне она уступает мечети Омара, выглядит более строго, купол не так ярко блестит на солнце, однако это обстоятельство никак не умаляет ее значения для верующих мусульман. У нее своя история и судьба. Если мечеть Омара воздвигнута на месте разрушенного иудейского храма, то Аль-Акса построена на свободной территории в VII веке н.э. арабским правителем Валидом Первым и по сути является одним из древнейших символов исламского мира. Она пережила нашествия крестоносцев и других иноземных завоевателей, ее превращали то в церковь, то в склад. И лишь в конце XIII века она окончательно стала мусульманским храмом. Гид поведал, что возводить здание мечети арабские строители начинали с восточной стороны, там, где стоит михраб - алтарь, указывающий направление молитвы: на Мекку. С мечетью связаны и трагические истории нашего времени. Летом 1951 года здесь был убит иорданский король Абдалла, его племянник и преемник Хусейн чудом спасся, а затем правил страной почти полвека. В 1969 году мечеть пытался поджечь какой-то слабоумный турист-христианин, и с тех пор она охраняется. Кстати говоря, Храмовая гора находится под защитой арабских секьюрити. С этими ребятами шутки плохи. Кто-то из нашей группы решил самостоятельно обозреть достопримечательности и заплутал. Незадачливого туриста чуть ли не под конвоем доставили к гиду, и тот искренне извинился перед охраной. После этого все мы держались подле друг друга.
До новых встреч!
...Посещение Храмовой горы завершилось осмотром купола Юсуфа - одной из древних построек мусульманского периода правления Иерусалимом, а также мемориала Пророка. На горе есть и другие святыни, среди них - Исламский музей, медресе Отмания. Но, к сожалению, они не вошли в маршрут экскурсии. Покидали мы этот изумительный по красоте кусочек Старого города с нескрываемой грустью. Гид не преминул иронично-философски заметить, мол, не расстраивайтесь, в конце-концов, нельзя же объять необъятное, к тому же Восток не терпит суеты. Это был тонкий намек, дескать, желаете увидеть иные достопримечательности Храмовой горы - приезжайте опять в Иерусалим. Мы дружно, но также не без иронии, пообещали вернуться. Когда? Только одному Аллаху, пожалуй, об этом известно.