Написанные художниками Захаром Валиевым и Асланом Хетагуровым образы «смотрят» на прихожан в осетинских храмах. Перед росписью стен они идут за благословением, причащаются и исповедуются.
С верой и надеждой
Захару Валиеву не раз снился сон: он в центре храма, а вокруг его картины. Поначалу понять не мог – отчего рисунки прямо на стенах. И почему в церкви?
Спустя несколько лет пророческие сновидения стали реальностью. Вместе с несколькими художниками ему предложили расписать храм. Безвозмездно. Неожиданное, новое – такого в его творческой биографии ещё не было. Согласился сразу. Даже когда другие мастера один за одним по разным причинам оставляли работу, он продолжал. Знал – пока не закончит, не уйдёт. Так на стенах храма в женском монастыре в Алагире появились первые созданные Захаром образы.
«Здесь день за днём я видел, какой уклад жизни у тех, кто посвятил её служению Богу, ощущал духовное просветление и спокойствие», – вспоминает художник.
Но и тогда он ещё не догадывался, что год за годом будет расписывать скромные сельские церкви, часовни, величественные соборы. И скромные молельные комнаты – как в детской больнице Владикавказа.
«Матушка Нонна, настоятельница монастыря, попросила. Приехал, ещё не зная, какое отделение. Оказалось онкология», – рассказывает Захар.
Я почувствовал, нагромождения образов быть не должно. Светлые, нежно-голубые тона. Херувимы на потолке, Христос в окружении ребятни. Сюда будут приходить дети и родители. С Верой за надеждой
Он говорит осторожно, словно боясь спугнуть её, надежду. Вера с ним постоянно. С тех пор, как принял крещение вместе с младшим сыном. Максим совсем маленький был, Захар – зрелый уже мужчина. И в храм шёл осознанно. «Трепет, когда вхожу в церковь, во мне до сих пор», – признается творец. Позже судьба свела с художником Асланом Хетагуровым, сложился крепкий творческий союз.
Святые земли Аланской
Художники рассказывают, как поначалу делали рисунок на бумаге в полном размере – 4-5 метров для будущих композиций. Монументальная живопись – определение для специалистов. Для верующих – благолепие во храме. Творцы работали в Кафедральном соборе в столице РСО-Алании, в трапезной женского монастыря, где на стенах – православная история Алании, в церкви Успения Божьей матери в селении Знаур Южной Осетии… Здесь они впервые расписали иконостас – от масштабных «полотен» – к святому портрету, к иконописи.
«Там недалеко – наша, российская военная база. Защитникам тоже храм нужен. Может, ходят в тот, что мы расписали, молятся у светлых образов?». Есть такая профессия – Родину защищать. И славных аланских воинов во главе с Сухием Баракатрой, в своё время сражавшихся за Отчизну, официально канонизировали.
«Это одни из первых наших святых, местночтимых – так их называют. И для нас было важно написать их образы. Имена известны, есть Жития святых, а вот храмов в их честь пока не построили», – рассказывают мастера.
И художники создают образы осетинских святых – народу необходимо показать тех, кто одного с ними рода, люди должны не только знать о них, но и иметь возможность поклониться памяти в церкви или часовне.
Святой Гоар, Алан Лаварский, Николай Туальский, Мученики-сукиасианцы – их изображения искали и в Житиях, и в самых разных летописях, старались по описаниям воссоздать образы. Советовались с церковнослужителями, историками, дабы сложилась в итоге картина.
«18 мучеников – воины, и даже спустя годы было заметно, что это закалённые в сражениях люди. Мы специально узнавали, каким было в то время оружие, какое снаряжение и доспехи были на воинах. Если не сохранилось изображений лиц, в деталях всё должно быть честно и в соответствии с эпохой», – говорит Валиев.
Из века в век
Аслану талант перешел по наследству – отец был художником. В знаменитой «Репинке» шутили: «Ты уже третий Хетагуров здесь, пора табличку памятную вешать». Первым на берегах Невы ещё в ХIX веке был Коста, в ХХ – Казбек и Аслан. У самого молодого представителя фамилии запало в душу: матовые фрески, росписи на стенах храмов…
Краски на практике делали сами из глины – никакой химии. С тех пор цвет палитры для меня – только от природы.
С колористикой у Аслана была своя история – ещё в студенчестве. Как в культовой картине «Андрей Рублёв», оступился и съехал в дождь по скользкому обрыву к реке. И нашёл свой глиняный пласт – чудную палитру. И первая работа в церкви ровно 15 лет назад была словно сценарий к кино. В Алагирском соборе Вознесения Господня реставрировали росписи на стенах. А построен был собор в ХIX веке по проекту князя Гагарина. Того самого – академика и автора неповторимых кавказских альбомов.
«Росписи в храме делал Коста Хетагуров. Его больше знают как поэта и создателя осетинской азбуки. Но он и как художник был невероятного таланта, – говорит Аслан. – В храме сохранились его работы, кое-где они были замазаны – шабашники году так в 1950-м просто закрашивали сверху, где стёрлась краска».
Мы ставили специальные компрессы, потом медленно, скальпелем, снимали старый лак и олифу… Так я «открывал» лик пророка Моисея. Минут 20 сидел и смотрел, как Коста написал глаза. Такое выразительное письмо! Как можно рассказать о создании шедевра? Только смотреть и восхищаться
Там, в Алагире, была настоящая операция по спасению – крыша в храме текла, масляная краска вздулась, и уникальный памятник храмового зодчества в Осетии был под угрозой уничтожения. Для Аслана тот год стал во многом знаковым, определив творческий путь.
«Наша главная задача – чтобы люди чувствовали в храме тепло. Как в отчем доме, – говорят художники. – Образ, лик, глаза – здесь эмоции, душа, сострадание, понимание, искренность. Прихожане разные, одни у алтаря каждый день, кто-то зашёл впервые. И каждому должно быть легко и понятно – что изображено, без нагромождений и разных отвлекающих деталей. Люди ведь чаще всего приходят попросить о чём-то для себя и своих близких».
Перед каждой новой работой художники погружаются в книги, исповедуются, причащаются, идут за благословением. И берутся за кисти. Чтобы тёплые образы наполняли храмы Осетии.