Сентябрь 2004-го. Новый учебный год начался в тысячах школ страны, кроме одной - в Беслане... Страх, горечь, слезы, ужас и боль. Она повсюду и не утихнет вовек. Она в дожде и шелесте листьев, в стихах и музыке.
Музыку, рожденную болью Беслана, Ацамаз Макоев писал 50 ночей, создавая ее не из звуков, а из чувств и переживаний.
Впервые симфония "Моя Родина - Беслан" прозвучала весной во Владикавказе. Осенью ее услышат жители Беслана, расколотого трагедией на два временных отрезка - до и после...
Музыка скорби
- Вы родились в Беслане. Какие воспоминания сохранились о детских годах?
- В первой школе училась, а потом работала моя мама - учительница русского языка и литературы. В этой школе учились все мои родные, соседи и, наверное, учился бы и я, если бы мы не переехали. Мама очень хотела, чтобы я стал пианистом, и мы уехали во Владикавказ, где была единственная в ту пору музыкальная школа.
В первой части симфонии Беслан - город моего трудного, но счастливого детства. Ведь никто даже представить себе тогда не мог, что предстоит пережить в будущем.
Я давно вынашивал замысел создания симфонии о моей родине. Лет пять выстраивал в голове конструкцию. Когда все сложилось - я достал чистую партитурную бумагу. Процесс записи партитуры занял около пятидесяти ночей. Днем не получается - работа в филармонии и в Союзе композиторов отнимает много времени и сил.
- В симфонии вы используете женский голос и стихи поэта Феликса Цаликова. В произведении есть и солирующие инструменты - колокола, флейта, гобой и дудук. Почему именно им доверены главные партии?
- Женский голос - это голос матери, самый проникновенный, самый добрый и желанный в жизни каждого человека.
Во второй части симфонии звучат две песни о погибших детях - на русском и осетинском. У осетин оба эти языка совершенно органично равнозначны в повседневной жизни. Стихи написал талантливый бесланский поэт Феликс Цаликов, который в те страшные дни не отходил от захваченной школы, а после штурма выносил детей из горящего спортзала. Феликс написал книгу "Эхо бесланской печали", где о каждом погибшем написана поэма, а на детском мемориальном кладбище на всех памятниках - его стихи.
Четыре солирующих инструмента близки по тембру к осетинской мелодике, поэтому вся смысловая и тематическая нагрузка легла на них.
Три горькие ноты
- Что значит для вас эта симфония?
- Это произведение мне особенно дорого. Симфония о моей Осетии: ее радостях и печалях, победах и трагедиях, предчувствиях и надеждах. Она о моих переживаниях, годах, прожитых вместе с моей родиной, о людях и нелюдях.
Я понимал, что сравнение с Дмитрием Шостаковичем будет неизбежным, но все же ввел в финале свою собственную "тему нашествия злых сил". Главная же тема произведения строится на трех нотах, входящих по своему обозначению в слово BESLAN - си-бемоль, ми и ля.
Это сочетание в разных эпизодах симфонии показывает различную палитру чувств, дарованную человеку Богом. Кстати, с помощью буквенных обозначений нот в партитуре зашифровано много сокровенного, пока тайного. В чем-то симфония автобиографична, в музыке много цитат из моих ранних и даже детских сочинений и много новых тем.
- Как складывалась работа с оркестром? Не секрет, что от готовности и открытости музыкантов зависит очень многое.
- Это, пожалуй, самый страшный и ответственный момент в жизни каждого композитора - первая репетиция и первые звуки, которые ты слышишь уже не изнутри, а со сцены. Все ошибки и недочеты вылезают наружу. В такой момент, когда думаешь только о своей бездарности, решающую роль играют дирижер, понявший или не понявший твои мысли, и отношение ко всему этому процессу семидесяти музыкантов оркестра, имеющих семьдесят мнений обо всем услышанном.
Я благодарен дирижеру Валерию Хлебникову за понимание моих замыслов и за удивительную способность повести огромный коллектив по обозначенному им пути. Мнения дирижера и оркестрантов мне очень дороги, а их самоотдача в моменты исполнения просто потрясающа.
- В этом году у вас юбилей, когда принято говорить об итогах творческой деятельности. И еще вопрос к вам как к главе республиканского Союза композиторов - какие проблемы и планы у "музыкальной Осетии"?.
- Самые значительные события в моем творчестве оценит время. А те, о которых я сейчас могу говорить с гордостью - это три мои дочери, самые лучшие на свете. Проблемы у музыкальной Осетии схожи с музыкальными проблемами всей страны, которая, к сожалению, с каждым годом уделяет академическому музыкальному искусству все меньше внимания и выделяет с каждым годом все меньше средств - уже не на существование и развитие, а лишь на выживание, элементарное и, к сожалению, унизительное.