События последних дней в Ставрополе показали, как тонка грань между мирным сосуществованием и открытой конфронтацией, если в деле появляется национальная подоплека. Несмотря на официальные заявления представителей власти о том, что в крае нет предпосылок для конфликтов на межнациональной почве, все мы прекрасно понимаем, что в обществе доминирует негативное отношение к приезжим. Всю остроту этой проблемы осознают и те, кто занимается вопросами миграции профессионально.
6 - 7 июля на базе ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России проходила научно-практическая конференция "Миграционные процессы в условиях глобализации общества" с участием российских и немецких специалистов в этой области. Опираясь на материалы конференции, мы попытались проанализировать социально-экономическую и общественно-политиче-скую ситуацию в крае с точки зрения влияния на нее миграционных потоков.
Право на свободу перемещения
Для Ставрополья наиболее актуальна внутренняя миграция. Дагестанцы, кабардинцы, черкесы, чеченцы - такие же граждане России, как и жители края, у которых, согласно Конституции, есть право на свободу перемещения, поэтому никакого разговора о нелегальной миграции (как многие это хотят представить) в данном случае быть не может. Другой вопрос, что зачастую они вызывают к себе негативное отношение со стороны местных жителей. Почему? На это есть несколько причин.
С одной стороны, мигранты обостряют и без того сложную социально-экономическую ситуацию, обусловленную невысоким уровнем жизни большого количества жителей края. В каждом мигранте коренной житель нередко видит своего конкурента на место работы. С другой стороны, деятельность этнических мигрантов зачастую имеет теневую и даже криминальную окраску. Отмечено их активное участие в противозаконной скупке земель, нарушении налогового и экологического законодательства, умышленных банк-ротствах. Некоторые представители этнических групп оказались более подготовленными к либерализации рынка, участию в свободной конкуренции, нежели местные жители. Они более мобильны, финансово обеспечены, имеют навыки деятельности в теневой экономике. Заняв прочные позиции в сфере обращения "живых денег", мигранты потеснили, а в ряде случаев и захватили местный, в первую очередь, зерновой бизнес.
Возникает и конфликт культур. Дело в том, что представители других этносов и религий, меняя место жительства, нередко продолжают следовать устоявшимся нормам поведения. Это влечет за собой еще большую обособленность этнических общин, которые, как правило, имеют сплоченный характер, что подкрепляется еще и традиционной иерархией диаспоры.
Проблемы демографии
По разным оценкам, с 1993 по 2006 годы через Ставрополье прошло от 700 тысяч до 1 миллиона мигрантов из республик Северного Кавказа. При этом около трети из них осталось здесь на постоянное место жительства. Но, по мнению многих экспертов, основная проблема заключается не в относительно невысокой цифре миграционного притока, а в том, что он сопровождается убылью коренного традиционно славянского населения. К примеру, наблюдается устойчивая тенденция оттока русскоязычного населения из восточных районов края. К тому же демографическая ситуация в крае продолжает ухудшаться. За период с 1995 по 2005 год показатель естественной убыли населения в Ставропольском крае увеличился в 1,5 раза. Уровень же рождаемости снизился и обеспечивает замену поколений всего на 56%. И если в 90-е годы миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения, то сейчас этого уже не происходит.
В этих условиях изменение отношения к мигрантам со стороны органов власти и местного самоуправления вполне обоснованно. Адаптированные мигранты, принимающие местные нормы поведения и культурные ценности, являются ценным демографическим и трудовым ресурсом. В связи с чем правительство края разрабатывает целевую программу "По улучшению демографической ситуации в Ставропольском крае на 2007-2010 годы". Впрочем, часто мы имеем дело и с недооценкой необходимости управления миграционными процессами. А ведь в перспективе это может привести к очень серьезным последствиям. Чтобы их избежать, необходима последовательная реализация краевой миграционной и реэмиграционной политики, обеспечивающей возврат вынужденных беженцев и переселенцев в места их прежнего проживания. Для чего необходимо укреплять законность в регионе, стимулировать развитие местной экономики, создавать дополнительные рабочие места и другие условия для достойной жизни.