В 2004 году субсидией на оплату жилья и коммунальных услуг на Ставрополье воспользовалось 11% от общей численности семей. В 2005-м число таких семей сократилось до 8%. В 2006 году жилищными субсидиями пользовались 5,6% от общей численности семей, проживающих в регионе. Таким образом, количество субсидируемых семей за три года сократилось почти в два раза. И, к сожалению, это связано не только с повышением уровня доходов населения.
В чем причина?
В 2005 году Правительством РФ были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые изменили подход к расчету субсидий и критерии нуждаемости в них. Так, при расчете стал использоваться прожиточный минимум, дифференцированный по социально-демографиче-ским группам населения. Как известно, для пенсионеров, инвалидов и детей величина прожиточного минимума существенно ниже той, которая установлена для трудоспособного населения. Это как раз и стало одним из факторов, повлиявших на снижение размера субсидий для самых социально уязвимых категорий.
Изменилась и сама процедура оформления субсидий. Она стала более сложной и затратной как по времени, так и по материальным расходам. К примеру, для получения субсидий граждане должны представить копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением. Однако в селах большинство домов построены хозяйственным способом в 50-70-е годы прошлого века, и на них нет никаких правоустанавливающих документов, кроме записей в похозяйственной книге сельсоветов. Оформление же требуемых документов на дома - дорогостоящая процедура, для жителей села почти неподъемная.
Как изменить ситуацию?
Очевидно, что, во-первых, правила должны освободить людей от долгой и недешевой процедуры регистрации жилья. Для сельской местности документом, подтверждающим право пользования и владения жильем, можно признать выписку из похозяйственной книги администрации села. Чтобы документ можно было взять в сельской администрации, а не ехать за ним в регистрационную палату.
Расчет субсидии должен основываться на величине прожиточного минимума в целом по субъекту, а не по социально-демографическим группам. В прошлом году Госдума Ставропольского края подготовила соответствующие предложения об изменении федеральной нормативной базы, регулирующей жилищные субсидии. Предложив, в частности, отнести установление правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг к полномочиям субъектов Российской Федерации. Но ответа нет.
Следует отметить, что новые правила предоставления субсидий, несмотря на свои очевидные минусы, оставляют достаточно простора и для деятельности на местах. В частности, именно органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно утверждают стандарты, которые непосредственно участвуют в расчете размера субсидий. Это стандарты нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Было бы желание
С 2007 года в крае начала действовать новая система краевых жилищных стандартов, которая приведет к увеличению объема субсидий. Это связано прежде всего с тем, что поменялся краевой стандарт нормативной площади жилого помещения. Предыдущая редакция закона в качестве норматива для расчета жилищных субсидий определила 18 квадратных метров общей площади на человека. С нынешнего года краевой стандарт стал дифференцированным. Для семей, состоя-щих из пяти и более человек, норма останется прежней -
18 кв. м на каждого. Если в семье четверо, то "льготными" будут считаться 19 квадратных метров на человека, если трое - 20, если двое - 21 метр. А если жилище занимает одинокий гражданин - 33 квадрата. Субсидия как раз и будет начисляться на эти льготные квадраты. За оставшуюся площадь, как и прежде, придется платить по полной.
Кроме этого, с января нынешнего года установлены новые размеры краевых стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для семей разной численности и одиноко проживающих граждан в многоквартирных домах и жилых домах индивидуального жилищного фонда.
Напомним, что с 2006 года изменился и критерий нуждаемости в субсидиях. Они предоставляются жителям, если оплата жилья и коммунальных услуг "съедает" больше 15% семейного бюджета. Раньше этот порог был установлен на уровне 20%. Это снижение позволяет значительно большему числу семей иметь право на получение жилищной субсидии.
От редакции.
О том, кто имеет право на жилищные субсидии и какие документы необходимо предоставить для их получения, читайте в следующих номерах "АиФ" - СК".
Смотрите также:
Как ставропольцам сэкономить на капремонте. Инфографика
Подачка или реальная помощь?
Правда, что на Ставрополье перестала работать программа «Молодая семья»?
295 семей аграриев Ставрополья улучшили свои жилищные условия
Будут ли менять старые лифты в многоэтажках Владикавказа?