Меньше всего я ожидала, что разменявшая 101-й год Анна Максимовна Кийко окажется в своем возрасте такой бодрой и словоохотливой. В уютной комнате порядок, на трюмо - православный календарь, на столе - будильник. Его бабушка Нюра заводит каждое утро сама. И постель сама убирает - подушечки выставлены, как век назад в отчем доме.
Семеро детей - это не много
От хрупкой и невысокой бабушки Нюры исходит такая сильная волна доброты и искренности, что очень хочется вернуться в детство и не расспрашивать, а рассказывать - как день прошел, что было в школе, на работе....
- Я ведь захватила немного цар-ской жизни, - рассказывает баба Нюра. - Родом я из Куршавы (Андропов-ский район Ставропольского края). Хозяйственных людей тогда было много - все на земле трудились, скот держали. Богато мы не жили, но коровы, лошади и овцы были. Дед мой был портной, я тоже это мастерство знаю. Детей у меня было семь, у мамы моей - восемь. Это не много - у других по двенадцать было. Отдыхать было некогда. Иной раз лежу и думаю: какую я жизнь длинную прожила...... А сейчас сама себе не рада - работать привыкла, а силы-то не те...
Праправнуки рассказывают, что бабушка до сих пор пытается все делать сама. В еде Анна Максимовна неприхотлива, но особенно любит борщ, а фрукты предпочитает заморские - бананы.
Где родилась, там и пригодилась
За весь свой век Анна Кийко ни разу не покидала пределы Ставрополья. И большинство ее внуков и правнуков живут в крае. Их мы насчитали 11 человек. Есть и праправнуки на Белгородчине. О них рассказала дочь Анны Максимовны - Вера Леонтьевна. Ей 67, к сожалению, она единственная из детей Анны Кийко, кто сегодня жив. Вера родилась в предвоенном сороковом. Войну совсем не помнит, а вот голод 47-го не забыть. Помнит, как ходили работать на поля совхоза, где за тяжелый труд с ними расплачивались початками кукурузы, семечками, соломой.
В голодном 1933-м Анна Кийко похоронила первого мужа и дочерей: четырехлетнюю и восьмимесячную. Позже сложилась новая семья. С супругом Леонтием жили дружно, много работали, детей растили. Старались, чтобы в семье были мир и покой.
Секрета долголетия нет
Говорить о пенсии с бабушкой Нюрой было как-то неловко. Тем не менее у ее правнука Саши поинтересовалась: сколько же получает бабушка, перешагнувшая столетний рубеж? Пенсии, как оказалось, всего ничего: две с половиной тысячи рублей. В свой столетний юбилей в середине декабря Анна Максимовна получила плед от мэрии и телеграмму от губернатора.
"Без плохого не бывает хорошего, без хорошего - плохого", - говорит бабушка Нюра. Она не может объяснить, что такое взаимопонимание, она просто может понять. Вот только непонятно ей, отчего сейчас разврат и пьянство - прежде такого не было. И сама никогда не употребляла спиртное. В еде секретов нет - всего понемножку. Правда, категорически отказывается от конфет. Особого секрета долголетия у нее нет. Спортом не занималась - работа в поле и дома занимала практически все время. Такая закалка позволяет и сегодня совершать ежедневные прогулки. Помогает жить и вера православная - в молодости Нюра даже пела на клиросе.