Примерное время чтения: 7 минут
324

«Петровкие Нивы» могут стать лидером Юга России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-СК 23/10/2013
Василий Понежук / АиФ-Северный Кавказ

Бренд «Петровские Нивы» сегодня известен каждому жителю Ставрополья. Знают его и далеко за пределами региона. В основе такой популярности 14 лет плодотворной работы, колоссальные инвестиции, профессионализм специалистов и, конечно, грамотное, эффективное руководство. Наш гость – Евгений МАТВЕЕВ, генеральный директор ООО «Петровские Нивы».

О проблемах роста

Развивать производство было несложно. Банковские кредиты в этом деле большое подспорье. Сначала помогало и краевое правительство, субсидируя ставки по кредитам. За 14 лет работы предприятие «пережило» 8 реконструкций. Каждый год колоссальные деньги вкладывались в развитие. Итог –

самое современное оборудование и почти полная автоматизация производства.

Мы сформировали такой задел, что предприятие без труда могло бы стать лидером Юга России. И мы не до конца использовали свои возможности: ещё два инвестпроекта сегодня заморожены. При благоприятных условиях без проблем можем к ним вернуться, это позволит значительно увеличить ассортимент. Хотя и сейчас он насчитывает уже более 142 наименования.

Но сегодня компания реально столкнулась с проблемой роста и пока не способна загрузить полностью все мощности. По основным позициям мы используем 50-60% своих возможностей, а по некоторым – и того меньше, лишь 15-20%. Сказывается недостаток оборотных средств, которые практически невозможно пополнить за счёт займов: кредитная политика в последние годы сильно ужесточилась по отношению ко всем предприятиям.

 Рыночная конъюнктура тоже складывается не в нашу пользу. Ведь населения больше не стало. А число производителей существенно выросло. Работать в условиях жёсткой конкуренции непросто. Я прекрасно понимаю, что именно конкуренция несёт благо потребителю. Мы стараемся снижать издержки и постоянно совершенствуем качество. Цель одна – удержать своего потребителя и привлечь нового. Но все это работает только в условиях цивилизованного рынка, где все производители находятся в равных условиях и в одном правовом поле.

Фото: АиФ-Северный Кавказ / Василий Понежук

О правилах игры

Если говорить о гармоничном развитии сферы переработки в целом, очень важно, чтобы для всех участников рынка были одинаковые правила игры, и государство пристально следило за их соблюдением. Но пока, к сожалению, этого нет. Вот конкретный пример.

В 2009 году зерно сильно выросло в цене, что закономерно вылилось в повышение цен на муку. ФАС решило с этим разобраться. Но из 200 предприятий, работающих на территории края, проверили только пять предприятий, в том числе и «Петровские Нивы». Нас обвинили в сговоре, хотя эти «заговорщики» контролировали меньше 4% краевого рынка муки. Конечно, на наш взгляд, решение абсурдно. Но логика контролирующих органов понятна. Легче искать под фонарем.

Гораздо проще выявлять нарушения, находить виновных среди успешных предприятий, которые исправно отчисляют налоги, выплачивают «белую» зарплату, ведут прозрачную бухгалтерию. А с теми, чей бизнес находится в тени, иметь дело сложно, да и невыгодно. Вот и получается, кто не чист на руку, получает не наказание, а, напротив, конкурентное преимущество.

А для самого бизнеса это сигнал: лучше из тени не выходить. О каком росте налоговых поступлений в бюджет в этом случае можно говорить?

О работе с сетями

Взаимоотношения с крупными торговыми сетями – это, пожалуй, одно из самых проблемных мест в работе любого производителя продуктов питания. Наша продукция продается в 52 регионах России, но именно здесь, на Ставрополье, где бренд «Петровские Нивы» хорошо известен и популярен, компания испытывает наибольшие трудности.

Для человека непосвященного такая ситуация может выглядеть странной. Что может быть проще: поставляешь свою продукцию в магазины, которые продают её со своей наценкой. Чем популярнее торговая марка, тем больше выгоды и поставщику, и продавцу. Однако у мира ритейла свои законы. Сети, которые заработали себе имя и завоевали своего постоянного клиента, диктуют свои условия поставщикам. Причём условия зачастую откровенно кабальные.

Фото: АиФ-Северный Кавказ / Василий Понежук

Был у нас случай, одна из сетей снизила закупочную цену настолько, что нам пришлось отдавать продукцию даже ниже себестоимости, чтобы выполнить взятые на себя обязательства. Причём снижение цены никак не ощутил конечный потребитель. За счёт этого сеть увеличила лишь свою маржинальность. Самое неприятное, противостоять этому практически невозможно, особенно в одиночку. Помочь, наверное, может лишь лоббирование наших общих интересов на уровне краевого правительства.

О скрытом потенциале

Ставропольские сельхозпроизводители сегодня получают неплохие урожаи. И на уровне края звучат оптимистичные отчёты о рекордных продажах зерна. Только в чём тут повод для радости? Продавая сырьё, мы даём возможность зарабатывать на нем кому-то другому.

Только углублённая переработка позволит увеличить прибыль, оставить деньги в крае, увеличить доходную часть бюджета. И для этого не нужно привлекать инвесторов, запускать новые масштабные проекты. Достаточно лишь создать условия для уже действующих предприятий переработки, разработать грамотную стратегию продвижения их товаров, помочь с оборотными средствами.

Стиль компании - качество во всем. Фото: АиФ-Северный Кавказ / Василий Понежук

Но это должна быть целенаправленная, осознанная политика. Лозунгами тут ничего не добьёшься.

В частности, для местных продуктов нужна своя легенда, свой объединяющий бренд, который мог бы привлечь к себе внимание. Например «Ставрополье – родина высококачественных продуктов». Необходимо донести это до самых широких кругов потребителей. А делается это не за один день. И главное, этому бренду надо соответствовать. А значит, продукция должна проходить жёсткую проверку на качество, в первую очередь, на внутрикраевом рынке.

Кстати:
Когда закончилась советская эпоха, у производителей появились широкие возможности, связанные с открытым рынком. Экспорт продукции в другие регионы и даже страны определил дефицит мукомольных мощностей. И такие условия дали толчок для развития этой сферы. Правда, работать теперь надо было по-новому: не ждать когда к тебе придут покупатели, а самому бороться за их внимание, делать ставку на качество продукции и сервис. Опираясь на эти принципы, в 1999 году в Светлограде начало расти предприятие, ставшее через 14 лет одним из символов краевой переработки. Поначалу была лишь небольшая мельница производительностью 15 тонн в сутки. Скромные объёмы производства позволяли предприятию быть гибким, легко приспосабливаться к меняющимся условиям. В результате с 2003 по 2011 годы объёмы продаж выросли в 20 раз. За это время строились, расширялись и непрерывно модернизировались мощности по производству муки, разнообразных круп, макарон, мучных смесей. Совместно с учёными разрабатывали и внедряли новые технологии производства. Предприятию удалось занять практически пустовавшую до этого нишу недорогих макарон высокого качества и таким образом завоевать доверие массового потребителя. Торговые марки «Петровские Нивы», «PastaPrio», «Витель» стали на Ставрополье эталоном качества местной продукции. Сегодня продукция предприятия входит в престижный реестр «100 лучших товаров России». Её высокое качество отметили медалями на международных выставках «WorldFood», «Продэкспо», а также «Знаком качества» по федеральной программе «Российское качество», медалями Всероссийского смотра качества муки и другими наградами самых престижных агрофорумов.

На правах рекламы

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах