В ноябре 2012-го мы рассказали о воспитаннике ставропольского коррекционного детдома №9 Мише Андросове, который перенёс сложные операции и в 17 лет научился ходить. Юноша начал передвигаться на ходунках и поступил в колледж.
Куда податься?
Но, увы, парень, которому уже 21 год, до сих пор не имеет своего угла. Как и три года назад, он продолжает ютиться в каморке «казённого дома», из которого выпустился давным-давно.
«Миша готов к самостоятельной жизни: он получил две рабочие специальности и сейчас учится на программиста. Но ему не дают возможности расправить плечи! – сетует Анатолий Арясов, замдиректора по социальной работе Ставропольского коррекционного детдома №9. – А ведь мы судились со ставропольской мэрией и только благодаря этому выбили квартиру. Но чиновники отнеслись к сироте бездушно: предложили жильё… на 14-м этаже. Помилуйте, парень до сих пор передвигается на ходунках!»
Таких горемык, как Андросов, в крае предостаточно. Многие из них давно плюнули на продвигающуюся черепашьими шагами очередь на жильё и обратились в суд. Фемида всегда идёт навстречу выпускникам детдомов и удовлетворяет их иски. Вот только чинушам даже суд не указ.
«В Москве эти ребята имеют возможность какое-то время пожить в социальной гостинице, – продолжает Арясов. – У нас в Ставрополе такая гостиница тоже есть. Но всего в одном детском доме и только на пять мест. Вот и приходится ребятам снимать жильё. Это не всем по карману».
На недавнем совещании в краевом правительстве предложили выплачивать таким вот зачастую неплатёжеспособным арендаторам жилья компенсации. Но пока это только слова…
Халтура для ребят
298 выпускников детдомов в этом году стали новосёлами, и эти показатели лучше, чем раньше. Наверное, дают результат взбучки, которые «федералы» устраивают региональным властям, пытаясь снять острый вопрос.
Но качество «сиротских» новостроек часто оставляет желать лучшего.
Сейчас краевое управление по строительному и жилищному надзору проводит в Михайловске экспертизу «сиротской» многоэтажки. Её обитатели пожаловались в имущественный фонд, распределяющий жильё для выпускников детских домов, на деформацию стен. Юношей и девушек временно переселили в другие дома.
«Претензий к строителям немало, – констатируют в минимущества Ставрополья. – Чаще всего это затягивание сроков сдачи домов в эксплуатацию. Например, застройщик в с. Дивном никак не может довести до ума 16-квартирный дом. В Минераловодском районе и в г.Благодарном «задолжали» 60 квартир».
Подрядчики дружно жалуются на финансовый кризис.
Между тем в жилищной очереди, по данным уполномоченного по правам ребёнка в Ставропольском крае Светланы Адаменко, – ещё около пяти тысяч бедолаг.
«Пропихивают» в колледжи
Не менее острая проблема для выпускников «сиротских» заведений – трудоустройство.
«Формально почти все юноши и девушки получают среднее специальное образование, – говорит Адаменко. – Но какой ценой! Чтобы оттянуть решение пресловутого жилищного вопроса, ребят «запихивают» в училища и колледжи, где есть общежития, даже не спрашивая, хочет подросток там учиться или нет. Лишь бы «койкоместа» были. Неудивительно, что ребята, которым подчас всё равно, где числиться, либо пропускают занятия, либо вовсе сбегают оттуда. Года три назад такой вот формализм привёл к трагедии. Выпускница детдома сначала перевелась из одного училища на КМВ в другое, а затем и вовсе бросила учёбу. Бродяжничала, перебивалась случайными заработками. Забеременела. А когда родила дочь, убила её прямо в торговом павильоне, в котором работала. Сейчас отбывает срок…»
Впрочем, констатирует Адаменко, есть и вполне успешные, мотивированные выпускники «казённых» домов, которым удаётся освоить хорошую рабочую профессию. А вот найти работу по специальности получается далеко не всегда.
«Сиротам ведь часто дают жильё по месту нахождения их детдома, либо там, где есть свободные квартиры, а это зачастую глухие сёла…» – продолжает детский омбудсмен.
Кстати, по данным Адаменко, всего четырём процентам выпускников детдомов удаётся получать высшее образование.
Одинокие и беспомощные
Несмотря на то что в последние годы воспитанников «казённых» заведений стараются максимально адаптировать к социуму, сама обстановка в детдомах не располагает к этому.
«Нельзя сказать, что наши воспитанники совсем уже беспомощны в быту, – комментирует Светлана Иванченко, уполномоченный по защите прав детей в одном из детдомов Ставрополья.
Многие эксперты критикуют новшества в законодательстве, согласно которым выпускник детдома в течение пяти лет не имеет права приватизировать жильё. Во-первых, всё это время бремя по его содержанию несёт регион, в котором проживает сирота, а это немалые деньги, во-вторых, выстраданные квадратные метры нередко превращаются для юноши или девушки во временное жильё.
«Проблема – в неприспособленности этих ребят, – полагает Светлана Адаменко. – Многие сироты даже не знают, что за коммунальные услуги надо каждый месяц платить. А в детдомах объяснять такие простые вещи отчего-то никому не приходит в голову. Копятся огромные долги, а потом чиновники эти квартиры отбирают…»