Ставрополь, 11 марта – АиФ-СК. Разговоры о гражданском обществе в нашей стране периодически то возникают, то прекращаются. Что считать активной гражданской позицией – оголтелые вопли по поводу и без всевозможного толка лже-националистов или поступательные, взвешенные действия общественных организаций? Ответ очевиден. Что радует, именно у нас, на Северном Кавказе, в Ставропольском крае (где по утверждению ряда политологов гражданское общество развито слабо) борцы за экологию добились внимания федеральной и региональной власти, доказав, что общественность может заставить чиновников услышать позицию народа.
Досье: | |
---|---|
Евгению Лазаренко 27 лет, он родился в городе Запорожье, на Украине, живёт в Пятигорске. По профессии инженер, работает по специальности. Увлекается музыкой. Общественной деятельностью занимается 3 года.
|
Как действовать для достижения этой цели, в эксклюзивном интервью с читателями «АиФ-СК» поделился Евгений Лазаренко из общественного экологического движения «Солнечный патруль».
Мы – мирные люди, но…
- Вы в числе первых (на Северном Кавказе уж точно), кому удалось добиться от власти такой ответной реакции. Обращения к президенту, правительству РФ, к федеральному министру природных ресурсов и экологии лично с целью принять во внимание острые проблемы Кавказских Минеральных вод стали в итоге толчком для создания в крае межведомственной экологической комиссии. Но в этом непростом процессе борьбы наверняка встречались люди, сомневающиеся, отговаривающие - мол, «бесполезно всё это, власти останутся при своём, верить им нельзя, прав тот, у кого больше прав». Что помогло сохранить настойчивость?
- Да, действительно, люди нередко говорили нам, что наша деятельность – это пустая трата сил и времени, что ничего мы не добьемся – только врагов наживём. Речи такие, конечно, деморализуют. Но согласитесь, для такой точки зрения есть основания – как часто народ со своими обращениями годами ходит по кругу, футболимый чиновниками. И мы проходили такой путь. Но убеждённость оказалась сильнее. Мы пытаемся сохранить окружающую природу не только во исполнение 58-й Статьи Конституции – нами движет совесть и чувство собственного достоинства. Это наша земля, наш дом и нельзя позволить хозяйничать и разрушать его проходимцам и временщикам. Если сегодня вырубают леса и застраивают городские и курортные парки, что же будет завтра? Терпеть и позволять растаптывать себя? Дядям с большими кошельками и связями всё позволено, власти им потакают, можно творить всё, что угодно - ведь никто же «не пикнет». И как жить в таких условиях? Потому надо отстаивать свои права на благоприятную окружающую среду, пусть это тяжёлый и долгий процесс. С первого раза не получится, но безысходности и унынию не предавайтесь, опыт – большое дело, и есть повод заявить: «я ПЫТАЛСЯ, а ты – НЕТ!». Это много значит.
У нас в «Солнечном патруле» добрые, миролюбивые граждане. И все мы с удовольствием наслаждались бы природой и не вставали на путь борьбы. Но природа не в силах защищаться, а простое человеческое желание жить в благоприятной среде стало большим политическим вопросом. Да, в СКФО немало экологических организаций и движений, в их числе – «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» (С.Газарян, Е.Витишко, А.Рудомаха).
- На какой стадии сегодня ситуация с комиссией? Что самое первое в её рамках хотите сделать? Не случится ли так, что люди «взрослые» не захотят прислушиваться к мнению «патруля», или будут только делать вид, что присутствие представителей общественной организации что-то значит?
- Комиссия пока в стадии формирования. Мы будем вносить свои предложения, должен быть общественный контроль за её работой и действиями органов власти. Грубо говоря - мы приводим конкретные примеры, вместе рассматриваем причины их возникновения, а уже чиновники и соответствующие органы переводят всё в правовое русло. Работа должна стать максимально открытой, а информация доступной каждому. Никакого междусобойчика. Если на Кавминводах назрели такие серьёзные проблемы с экологией (это очевидно и не требует доказательств), значит Минприроды, Росприроднадзор, прокуратура и местные муниципалитеты не справляются со своими обязанностями или недобросовестно их выполняют. Проблема должна ставиться на общественный контроль (через СМИ и Интернет). Иначе она не решится, а отпадёт сама собой - когда все леса выкорчуют, а источники застроят.
В результате общения с представителями Минприроды края обозначен главный принцип работы - минимум пустых разговоров, максимум дел по существу. Это радует.
Не имя суть
- Так как заставить заскорузлых чиновников прислушаться к мнению людей?
- Вести с ними конструктивный диалог на языке закона, в правовом поле. Очень важно все свои эмоции перевести на бумаге (в письменном обращении) в правовое русло – подкрепить ссылками на нормативно-правовые акты (Конституцию, законы, кодексы, СНиПы и т.д.). А то такой футбол «перенаправлений» начнётся… Не оставлять на полпути задачу и действовать строго по закону! Мой главный девиз: «Терпение и труд всё перетрут!». Надо развивать у людей умение отстаивать свои интересы, воспитывать гражданское общество, в котором не будет единого лидера (некого идола). В таком обществе каждый сам для себя будет лидером, со своим эго и со своей «головой на плечах». Для нас не суть – знают наши имена или нет. Важен результат, а как зовут людей, которые его добились – не важно. Мы не для себя это делаем. Но, с другой стороны, людям надо подавать пример, что бороться нужно, что они не одни такие. Потому мы детально освещаем свою деятельность в Интернете (вплоть до размещения текстов обращений, заявлений в разные инстанции – ведь новичкам ооооо-чень сложно их составлять).
- Но власти тоже не дремлют – общественность иной раз пытаются выставить в негативном свете, ведь активисты нередко ломают коммерческие планы. Есть разные хитрые способы очернить общественников. Как этому противостоять?
- Очернить человека несложно, особенно если под рукой все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная). Это «делов на 5 минут», зато доказывать обратное придётся годами. Взять, к примеру, лидеров внесистемной российской оппозиции… Как говорится, был бы человек, статья найдётся.
Требуя соблюдения закона от других, соблюдай его сам. Именно СОБЛЮДАЙ, а не нарушай «по-тихому». Иного быть не должно. И точка.
И на ЖКХ – трёхглавого змия – хомут найдётся
- Проблема экологии серьёзная, и людям в упорной борьбе удаётся добиваться результата - на Байкале закрывают целлюлозный комбинат, много лет отравлявший уникальное пресное озеро. Успехи есть, хочется верить, что и Кавминводы удастся отстоять. Но есть ещё огромная проблема, не проблема даже, беда – ЖКХ. Нет ли мысли каким-то образом противостоять и коммунальному беспределу?
- ЖКХ – клубок проблем гигантских размеров. Скажем так: экология – это то, что за окном, ЖКХ – это то, что у нас дома. И здесь, и там - наша среда обитания. Мы выбрали экологию, не хватаемся за всё сразу, стараемся придерживаться начатых дел и доводить их до конца - «Лучше меньше, да лучше». Очень надеюсь, что в регионе появится аналогичное общество, которое встанет на борьбу с этим трёхглавым змием – ЖКХ. А контактировать и делиться опытом с такой организацией мы будем непременно.
- Что пожелать тем, кто пытается добиться, чтоб власть повернулась лицом к людям? Рецепты действий, некий алгоритм? И есть ли у движения программа-минимум и программа – максимум?
- Добиваться своего надо только в рамках закона – чётко, по существу, без лишних эмоций. Надо быть готовым к тому, что порой придётся доказывать очевидные вещи – что чёрное – это чёрное, а белое – это белое. Ваше дело не должно превратиться в «протест ради протеста». Главная задача нерадивого чиновника – отшить просьбы и инициативы граждан. Главная наша задача – добиться справедливости, исполнения законов, потому всем, кто намерен бороться, могу сказать одно - набирайтесь терпения, читайте законы и перенимайте опыт других регионов.
Программа минимум «Солнечного патруля» – остановить распродажу и застройку особо охраняемых природных территорий горы Машук и не допустить застройки Комсомольского парка. Программа-максимум – прописать эти запреты на законодательном уровне. Мы не должны решать подобные проблемы в ручном режиме, это должен делать закон и надзор за его исполнением.
Смотрите также:
- Правозащитник Легкобитов: «Кавказец – не национальность, состояние души» →
- Защита прав человека и Кавказ порой трудносовместимые понятия →
- Монетизация гиперактивности. Что происходит с властью? →