«При выключении звука телевизора есть ощущение, что я не уезжал из США» – профессор Портнягин

Фото: АИФ
Досье

  Александр Портнягин родился на Дальнем Востоке, на острове Русском. Выпускник Московского института иностранных языков им. Мориса Тореза. Профессор, доктор политических и экономических наук. Стаж научной и преподавательской деятельности в СССР и США - 40 лет. Ныне возглавляет Северо-Кавказский региональный информационно-аналитический центр РИСИ (Российского института стратегических исследований).

Недавно в округе открылся Северо-Кавказский региональный информационно-аналитический центр (ЦСИ - Центр стратегических исследований), задача которого до донышка изучить ситуацию в республиках СКФО. Перед аналитиками центра задача поставлена чётко – составить максимально полную картину с погружением во все сферы: социальную, демографическую, экономическую, политическую. В поле зрения специалистов – конфессиональные, этнические, террористические, экстремистские проблемы. Всё, что сегодня тревожит и будоражит людей. Но говорили мы с руководителем Центра профессором Александром Портнягиным (это его первое интервью в качестве главы ЦСИ)  не столько о методиках и специфике исследований, не о «метраже» погружений в суть проблем и градусе полученных результатов – всё это впереди, а о том, из каких на первый взгляд мелочей рождаются глобальные российские провалы, грозящие национальной безопасности страны. 

   
   

Статистика плюс 

- Александр Дмитриевич, статистические данные по нашим регионам обнародуются  регулярно – численность населения, уровень безработицы, инвестиционные вливания, неужели этого мало? Зачем ещё десятки умов привлекать для пересчёта?

- Статистика не даёт рекомендаций. Исследования должны быть максимально точными и детальными. В первую очередь, в социально-демографической сфере. Сколько у нас трудоспособного населения, женщин, мужчин? Скрытая безработица, когда люди ходят получать пособие через службу занятости, а сами имеют работу без официального оформления? Сколько граждан в трудоспособном возрасте будет у нас через 5-10 лет? Где они будут учиться, трудиться?  Как без  цифр мы сможем сформировать рекомендательную базу для развития того или иного  региона? Зачем нам рабочие места, если нет трудоспособного населения? Сухие цифры статистики далеко не всегда создают полномасштабную картину. Необходимо дать расклад по многим параметрам, что позволит обоснованно говорить о привлечении инвестиций в ту или иную сферы производства, туризм, курортный бизнес.

- То есть, за вашим Центром - озвучка реально востребованных сфер бизнеса, вслед за оценкой политической ситуации и сопутствующих территории «бед». Взять, к примеру, КБР, где борьба за власть местных «предводителей», сопровождаемая информационной войной, вылазками бандформирований, отнимает множество сил, средств, а люди забыты…

- А капиталы можно и нужно превратить в позитивные рабочие места! В США это называется прямые инвестиции, когда деньги работают на месте, на пользу родного штата, для земляков, так можно сказать, переводя на понятный язык. Использовать как можно полнее внутренние ресурсы, не вывозить капитал, а вкладывать в те производства, которые будут здесь востребованы. Привлекать  инвестиции необходимо, имея чёткое представление о потенциале региона. Какие предприятия создавать? Кооперативы в сельской местности или небольшие цеха переработки? Узнав полную экономическую картину, включая множество аспектов, в том числе,  демографический, можно уже переходить к вопросу вложений - государственных и частных. Центр призван работать на перспективу, это не схоластика, а прикладные исследования. Их география – Ставропольский и Краснодарский края, КЧР, КБР. В поле зрения также проблемы безопасности – анализ преступности террористического и экстремистского направлений, всё, что имеет отношение к вопросам национальной безопасности страны. О Краснодарском крае отдельный разговор – предстоящая Олимпиада заслонила здесь всё. Словно после ничего уже не будет. Пройдёт хорошо (мы все за это держим кулаки, это вопрос престижа России) – Ткачёв проскочит со всеми его «косяками», победителей не судят. У них сейчас на всё один ответ – у нас Олимпиада, читай – она всё спишет. А вот выиграл ли от этого народ, простые жители края?

Литературный  мираж 

- Не так давно в беседе с президентом Путиным вдова Александра Исаевича  Солженицына назвала тенденцию к сокращению уроков  русской литературе в школе угрозой национальной безопасности…

- Как бы я к Солженицыну не относился, полностью согласен с Натальей Дмитриевной! Угроза национальной безопасности - оборонное понятие, это всё, что может нанести ущерб суверенитету страны, не только внешние, но и внутренние факторы. Борьба с террором, подрывающим изнутри, да что говорить, технологии сегодня такие, что угроза может исходить из любой точки земного шара, страны, это одно. Збигнев Бжезинский, в своё время помощник президента США по национальной безопасности, ставил задачу развалить наш социалистический лагерь изнутри. Методично размывались связи между странами – Польшей, Венгрией, Германией, Чехословакией, Югославией, Румынией и СССР, на сам Союз методично нападали «идеологически», тоже изнутри. Сейчас это делают с Россией. И мы, россияне, своими руками помогаем. Русскую литературу убрать из школьного курса – да в Японии знают наизусть Достоевского, в США и Европе читают Чехова и Толстого, русская классика не требует сравнений, доказательств потрясающей мощи СЛОВА. А мы что делаем? Теряем корни. ТВ, да и радио становятся безликими,  теряют красоту русского слова. Примитивный смех звучит, какие-то словечки дрянные. Превращаемся в придаток массовой культуры США.  Не прожив там много лет, я бы иначе к этому относился, но я видел изнутри, что и как происходит. Не устаю повторять, что в США очень много положительных вещей, особенно в отношении к бизнесу, в организации малого бизнеса, привлечении прямых инвестиций. Но отчего-то эти вещи отвергаются на корню, а вот всё отвратительное, аморальное, связанное с растлением душ идёт на «Ура». В Штатах совершенно убогая реклама. Когда первые 3-4 года, это было в начале 1990-х, я приезжал в Россию и видел, как начинает появляться наша, российская реклама, я был рад, что она у нас такая изобретательная, талантливая, остроумная. Не сравнить с американской. Где сегодня такая реклама? Мы тупеем вместе с потоком, информации, идущей оттуда, скоро, боюсь, переплюнем этих «учителей-растлителей». Как там ведётся пропаганда – этому учатся наши телевизионщики, начиная с 1991 года. Квалификацию повышают в Америке, потому и телевизор смотреть невозможно: каналы переключаю, а всё один в один. Если отключить звук, полное ощущение, что никуда не уезжал из Штатов, где преподавал 20 лет в университете. Исключение – канал «Культура» и две передачи – «Что? Где? Когда?» и КВН. Чтобы сохранить свою страну и свою культуру необходимо запретить большую часть передач, прекратить без разбора использовать заимствования иностранных слов, увеличить часы русской литературы в школе. С 1990 года идёт искажение нашей истории в учебниках. Образовательные программы должны составлять патриоты, люди, преданные своей стране. Как можно назвать человека, вымарывающего из школьного курса великую русскую литературу? Это ли не преступление? Нам давно пора не обороняться даже, а пойти в наступление за нашу русскую культуру, литературу, язык и историю. 

   
   

Грязь на улицах, грязь в умах 

- Кроме российского телевидения, что ещё вызывает недоумение?

- Я уже 2 года, как постоянно живу в России, выхожу из дома утром – что сразу бросается в глаза?  Мусор, грязь, разбитые дороги. А это город-курорт Кисловодск. Только центральные улицы убраны. Остальные – захламлены. С раннего утра настроение подпорчено. И так каждый человек – выходит и видит кучи мусора, о каких приятных впечатлениях говорить? С таким настроением – на работу, там конфликт, вечером идёт после работы – транспорт, усталость – опять конфликт.  Приходит домой расстроенный, а то и в злобе. А всё начинается с лица города, которое должно быть чистым. Удивляет, что люди не соблюдают ПДД. Поразительные вещи – полиция останавливает тех, с кого может взять деньги. А нарушители едут мимо, машут из окон – это друзья, свои люди – им можно…

- Один город – не весь край, Ставрополье в целом называют лучшим в СКФО по ряду показателей...

- Что значит быть лучше? С чем сравнивать? Если где-то хуже, быть лучше в сравнении не очень-то почётно. В регионе со многими провальными данными… Надо быть лучшим не в сравнении, а по отношению к тому, как живётся людям. Вот главный критерий оценки. Положение людей, а не какие-то сравнительные показатели, должно стоять на первом месте. Пусть медаль дадут и флаг в руки, а как при этом живут люди? Они должны не удивляться официальным данным, а жить хорошо. Когда в СМИ озвучивают статистику достижений, они возражают – кто вслух, кто про себя: но ведь я-то не стал  жить лучше, получать больше? А другой так и не нашёл работу. Это стратегические вопросы. Самые важные. 

Смотрите также: